НАКЛЕЙКА ФАЛЬШБОРТОВ.
Часть обшивки бортов, находящаяся над уровнем верхних палуб и являющаяся их ограждением, именуется фальшбортом.
На деревянных судах обшивка фальшборта состояла из сравнительно узких досок, укрепленных на стойках, устанавливаемых на клямс. На больших судах фальшборт мог поддерживаться и стойками, укрепленными сбоку от шпангоутов. В ряде случаев стойками фальшборта могли служить верхние части шпангоутов - тимберсы.Обшивку фальшбортов крепили и снаружи и изнутри (на больших судах) корпуса. Последний ряд обшивки фальшборта - слегка скругленный брус, накрывавший и обшивку и стойки назывался планширем.
На старинных судах фальшборт называли «ганвейл» (англ, gunwale: gun — орудие и wale — полоса, вельс, т. е. пояс борта, где стояли верхние пушки). Фальшборт состоял из балок, установленных на стойках фальшборта, к которым снаружи и изнутри (в зависимости от размеров судна) крепили обшивку.Верхний закругленный брус, заканчивающий последний ряд обшивки фальшборта и соединяющий верхние концы его стоек, называют планширем.
На модели двухмачтовой марсельной шхуны 1:115 фальшборта клеим только с наружной стороны корпуса: черновые фальшборта делаем из кофейных палочек,а чистовую обшивку будем клеить из рейки, нарезанной из шпона от фруктовой корзинки.
Ввиду небольшого размера модели следует учесть, что после наклейки, рейки фальшбортов будет сложно обработать со стороны палубы (будут мешать тимберсы).
По-этому сначала нарезаем рейку в размер (длина фальшборта передней части корпуса и длина фальшборта кормовой надстройки) и тщательно обрабатываем поверхности, в особенности боковые, по-скольку рейки должны плотно прилегать друг к другу и те стороны, что будут обращены к палубе.
Борта корабля к носу имеют заметный продольный изгиб, поэтому обшивку бортов придется изгибать.
И хотя древесина обладает достаточной гибкостью, а супер-клей может удержать изогнутую рейку, но в ней сохранятся внутренние напряжения и она будет стремиться -выпрямиться, то есть наш борт может разорвать в любой момент.
Поэтому воспользуемся древним испытанным способом - изгибанием распаренной рейки.
Помещаем обработанные заготовки в обычный кипяток примерно на пол-часа.
Распаренные заготовки извлекаем из кипятка и помещаем в кондуктор.
Он представляет собой два ряда обычных гвоздей длиной 5 см с откушенными шляпками.
Гвозди вбиты вдоль кривой, повторяющей требуемый изгиб борта. Расстояние между рядами гвоздей соответствует толщине изгибаемых реек.
Рейки оставляем в кондукторе до полного высыхания - примерно на сутки.
Высохшие рейки после извлечения из кондуктора сохраняют изгиб. Их следует дополнительно подшлифовать и наклеить на место.
Надо постараться наносить клей так, что бы после наклейки лишний клей не попал на внутреннюю часть фальшбортов. Если такое происходит следует сразу убрать излишки клея во избежание образования пятен.
Поклейку начинаем от верхушек тимберсов, что позволит разместить рейки фальшбортов примерно параллельно палубам.
Склеиваемые поверхности дополнительно фиксируем прищепками.
Последующие рейки клеим вплотную к предыдущим, что бы свести к минимуму швы между ними.
В конце наклейки черновых фальшбортов делаем вставки в оставшиеся просветы.
Для этого обрезаем рейки, подгоняя их под размер проемов и вклеиваем на место.
После полного высыхания клея, шлифуем наружные поверхности фальшбортов, выравнивая их с уже готовой поверхностью нижней части корпуса.
Видеообзор об установке черновой обшивки можно посмотреть тут: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 3а
Следует сказать, что такой способ эффективен только при условии последующей окраски внутренней части фальшбортов (мне пришлось позднее исправлять визуализацию внутренней части фальшбортов вклейкой кусочков шпона.)
Если не планируется установка внутреннего фальшборта, следует прежде чем клеить рейки черновой обшивки, наклеить чистовую обшивку внутренней части фальшборта из шпоновой рейки.
По-скольку этого я не сделал, мне пришлось имитировать расшивку внутренней части фальшбортов путем вклейки между тимберсами кусочков шпона. Эти кусочки я расчертил твердым карандашом, имитируя набор из досок.
Подробнее об исправлении внутренней стороны фальшбортов смотри: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 7.
Часть обшивки бортов, находящаяся над уровнем верхних палуб и являющаяся их ограждением, именуется фальшбортом.
На деревянных судах обшивка фальшборта состояла из сравнительно узких досок, укрепленных на стойках, устанавливаемых на клямс. На больших судах фальшборт мог поддерживаться и стойками, укрепленными сбоку от шпангоутов. В ряде случаев стойками фальшборта могли служить верхние части шпангоутов - тимберсы.Обшивку фальшбортов крепили и снаружи и изнутри (на больших судах) корпуса. Последний ряд обшивки фальшборта - слегка скругленный брус, накрывавший и обшивку и стойки назывался планширем.
На старинных судах фальшборт называли «ганвейл» (англ, gunwale: gun — орудие и wale — полоса, вельс, т. е. пояс борта, где стояли верхние пушки). Фальшборт состоял из балок, установленных на стойках фальшборта, к которым снаружи и изнутри (в зависимости от размеров судна) крепили обшивку.Верхний закругленный брус, заканчивающий последний ряд обшивки фальшборта и соединяющий верхние концы его стоек, называют планширем.
На модели двухмачтовой марсельной шхуны 1:115 фальшборта клеим только с наружной стороны корпуса: черновые фальшборта делаем из кофейных палочек,а чистовую обшивку будем клеить из рейки, нарезанной из шпона от фруктовой корзинки.
Ввиду небольшого размера модели следует учесть, что после наклейки, рейки фальшбортов будет сложно обработать со стороны палубы (будут мешать тимберсы).
По-этому сначала нарезаем рейку в размер (длина фальшборта передней части корпуса и длина фальшборта кормовой надстройки) и тщательно обрабатываем поверхности, в особенности боковые, по-скольку рейки должны плотно прилегать друг к другу и те стороны, что будут обращены к палубе.
Борта корабля к носу имеют заметный продольный изгиб, поэтому обшивку бортов придется изгибать.
И хотя древесина обладает достаточной гибкостью, а супер-клей может удержать изогнутую рейку, но в ней сохранятся внутренние напряжения и она будет стремиться -выпрямиться, то есть наш борт может разорвать в любой момент.
Поэтому воспользуемся древним испытанным способом - изгибанием распаренной рейки.
Помещаем обработанные заготовки в обычный кипяток примерно на пол-часа.
Распаренные заготовки извлекаем из кипятка и помещаем в кондуктор.
Он представляет собой два ряда обычных гвоздей длиной 5 см с откушенными шляпками.
Гвозди вбиты вдоль кривой, повторяющей требуемый изгиб борта. Расстояние между рядами гвоздей соответствует толщине изгибаемых реек.
Рейки оставляем в кондукторе до полного высыхания - примерно на сутки.
Высохшие рейки после извлечения из кондуктора сохраняют изгиб. Их следует дополнительно подшлифовать и наклеить на место.
Надо постараться наносить клей так, что бы после наклейки лишний клей не попал на внутреннюю часть фальшбортов. Если такое происходит следует сразу убрать излишки клея во избежание образования пятен.
Поклейку начинаем от верхушек тимберсов, что позволит разместить рейки фальшбортов примерно параллельно палубам.
Склеиваемые поверхности дополнительно фиксируем прищепками.
Последующие рейки клеим вплотную к предыдущим, что бы свести к минимуму швы между ними.
В конце наклейки черновых фальшбортов делаем вставки в оставшиеся просветы.
Для этого обрезаем рейки, подгоняя их под размер проемов и вклеиваем на место.
После полного высыхания клея, шлифуем наружные поверхности фальшбортов, выравнивая их с уже готовой поверхностью нижней части корпуса.
Видеообзор об установке черновой обшивки можно посмотреть тут: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 3а
Следует сказать, что такой способ эффективен только при условии последующей окраски внутренней части фальшбортов (мне пришлось позднее исправлять визуализацию внутренней части фальшбортов вклейкой кусочков шпона.)
Если не планируется установка внутреннего фальшборта, следует прежде чем клеить рейки черновой обшивки, наклеить чистовую обшивку внутренней части фальшборта из шпоновой рейки.
По-скольку этого я не сделал, мне пришлось имитировать расшивку внутренней части фальшбортов путем вклейки между тимберсами кусочков шпона. Эти кусочки я расчертил твердым карандашом, имитируя набор из досок.
Подробнее об исправлении внутренней стороны фальшбортов смотри: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий