воскресенье, 23 октября 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть V.

Часть V. После победы...

После ремонтно-восстановительных работ, продолжавшихся в январе - мае 1806, обошедшегося в 9936 фунтов и нахождения в резерве (Мидуэй), в ноябре 1807 года классификацию HMS Victory понижают до Второго ранга, и уменьшают соответственно число орудий на борту до 98.
Кроме того, вооружение корабля приводят в соответствие с "Account of Iron Ordnance": 24-фунтовые орудия миддл-дека заменяют легкими 18-фунтовыми.
Находившийся в активной эксплуатации уже 24 года, HMS Victory откровенно говоря, одряхлел - корпус имел гнилостные изменения, и использование более легких орудий снижало нагрузку на корпус. Кроме того, легкие 18-фунтовые пушки требовали меньшего числа обслуги,занимали меньше места, что позволяло освободить больше пространства на палубе для размещения экипажа.

В апреле 1808 года под флагом контр-адмирала Сэра Джеймса Саумареза (James Saumarez) HMS Victory отправляется на Балтику для поддержки шведского флота в противостоянии России, вторгшейся в Швецию в ходе Финской войны (1808 - 1809 г.г.).


Наполеоновские войны продолжались.
После заключения в июле 1807 года "Тильзитского мира" между Францией и Россией, в анти-наполеоновском союзе остались Великобритания, ставшая "владычицей морей" после победы в Трафальгарском сражении, и Швеция. Последняя, идя на разрыв договоров 1780 и 1800 годов с Россией, отказалась блокировать Балтийское море для иностранных (английских) кораблей по настоянию российского императора Александра I.
Кроме того, шведский король Густав IV Адольф, рассчитывая на норвежские владения Дании стал указывать англичанам на опасность со стороны датского флота, способного поддержать Францию. Великобритания, и без того встревоженная секретной информацией и слухами относительно возможного выступления ранее нейтральной Дании совместным с Португалией флотом на стороне Наполеона, в июле 1807 года отправила в сторону Дании эскадру из 21 корабля, предложив датчанам союзничество и защиту.
Франция, в свою очередь, угрожала и требовала от Дании нейтралитета и вооруженной поддержки.
Находясь "меж двух огней", Дания отказала Англии в составлении морского союза.
В августе 1807 года британский десант высадился на острове Зеландия и разгромив отряды датской армии к началу сентября окружил Копенгаген. Со 2 по 5 сентября состоялась Бомбардировка Копенгагена, в результате которой Дания капитулировала, ее флот был уничтожен, а его остатки в конце сентября англичане увели в качестве трофеев. Началась англо-датская война 1807-1814 годов.
Одновременно, упрямство шведского короля, считавшего Наполеона антихристом, стало удобным предлогом для занятия Россией Финляндии, положив начало Финской войне 1808 - 1809).
Таким образом, в 1808 году Королевский флот Великобритании оказался вовлеченным в противостояние с российским флотом в Балтийском море, насчитывавшим более 100 кораблей (хотя и уступавших английским по мореходным качествам и подготовке экипажей), на стороне Швеции, потерявшей значительную часть своего флота при падении крепости Свеаборг.
В мае 1808 года  из-за разногласий между командующим Джоном Муром (John Moore) и шведским королем Густавом IV Адольфом, английская эскадра покинула театр военных действий, оставив в распоряжении короля 16 кораблей и 20 других судов.

В 22 августа 1808 года русская эскадра адмирала Ханыкова (в составе 9 линейных кораблей, 5 больших фрегатов и 6 более мелких) прорвала блокаду прибрежных глубоководных путей из Ханко в Або и направилась к Ханко с целью прервать сообщение между шведским побережьем Ботнического залива и Аландскими островами и прекратить шведское морское присутствие в заливе.
Но 20 августа к шведскому флоту (11 линейных кораблей и 5 фрегатов) присоединились первые два корабля (HMS Implacable и HMS Centaur) из эскадры контр-адмирала Саумареза, а 25 августа к ним присоединились остальные корабли эскадры, во главе с флагманом  HMS Victory.
24-26 августа 1808 года у острова Örö (Ёрё) на юго-западе Финляндии, произошло столкновение между кораблями английской и русской эскадр. Эскадра Ханыкова, потеряв 74-пушечный линейный корабль "Всеволод" и более 250 человек убитыми и ранеными, укрылась в ближайшем эстонском порту Рагерсвик (Ragersvik).

 Саумарез сделал попытку обстрела Рагерсвика из мортир, но ввиду малой эффективности, прекратили обстрел и прибег к блокированию порта.
До глубокой осени, пока море не начало покрываться льдом, HMS Victory, HMS Mars, HMS Goliath, HMS Africa, HMS Implacable и HMS Centaur и другие корабли держали блокаду, а в ноябре возвратились в Чатем.
Российский флот после отказа англичан и шведов от блокады Рагерсвика смог вернуться в Кронштадт.

Герой нашего повествования HMS Victory, как подобает флагману эскадры, исполнял в  бою у острова Örö (Ёрё) роль наблюдателя, а лавры победителей достались HMS Implacable и HMS Centaur. Этому событию можно было бы не уделять столько внимания, если бы не весьма любопытная история одного из его участников.

Британский 74-пушечный HMS Implacable  начал свою карьеру на французских верфях.
Он был спущен на воду в 1800 году в числе 120 линейных кораблей по французскому проекту Téméraire -class и носил название Duguay-Trouin.
Duguay-Trouin принимал участие в составе объединенного франко-испанского флота в Трафальгарской битве, оказался в числе 4 французских фрегатов, которым удалось уйти после поражения объединенного флота, но были захвачены англичанами 4 ноября 1805 года в Битве у мыса Ортегаль (Battle of Cape Ortegal).


Французский корабль переименовали в HMS Implacable, включив в состав Королевского флота в качестве линейного корабля Третьего ранга.

24 августа 1808 года 74-пушечный HMS Implacable (под командой Thomas Byam Martin) вступил в бой с русским 74-пушечным линейным кораблем "Всеволод"из эскадры Ханыкова, которая встретив англо-шведский флот ретировалась в ближайший эстонский порт Рагерсвик (Ragersvik). После 20 минутной перестрелки русский корабль (получивший серьезные повреждения и потерявший 48 моряков убитыми и 80 - ранеными) спустил флаг.
Но HMS Implacable вынужден был отступить в виду приближавшихся трех русских
кораблей. При буксировке поврежденного "Всеволода" в сторону Рагерсвика, русские посадили его на мель в 6 милях от порта.
25 августа к "Всеволоду" подошел HMS Centaur, отогнав лодки с пытавшимися снять корабль с мели русскими моряками. При этом корабли спутались рангоутом и их команды вступили в абордажный бой. Подоспевший  HMS Implacable в течение 10 минут произвел несколько залпов по русскому кораблю и оттащил  HMS Centaur.
В виду того, что призовой корабль прочно сидел на мели, командир HMS Centaur Сэмюэль Худ распорядился сжечь его, сняв остатки команды, включая раненых, в качестве пленных, что и было исполнено 26 августа 1808 года.


За время боев английские корабли потеряли 9 человек убитыми и 53 ранеными.
Потери российского флота составили 252 человека убитыми и ранеными ( 100 человек прибыли на "Всеволод" в качестве подкрепления после посадки на мель). 56 человек вплавь достигли берега, избежав пленения.

За это сражение капитан HMS Implacable сэр Томас Байам Мартин был удостоен звания Кавалера Большого креста на ордене меченосцев от шведского короля Густава IV Адольфа.
Командир HMS Centaur Сэмюэль Худ принял флаг "Всеволода" в качестве трофея , и этот флаг сегодня  висит в главном зале фамильного дома Худов  "St. Audries".
 В 1847 году Адмиралтейство Великобритании наградило  Общей военно-морской медалью за службу (The Naval General Service Medal ( NGSM )) с застежками с гравировкой "HMS Implacable 26 Augt. 1808" и "HMS Centaur 26 Augt. 1808" всех выживших на тот момент моряков кораблей ( порядка 80 человек).

До февраля 1842 года HMS Implacable находился в строю, приняв участие в нескольких боевых операциях, включая оборону Исла - де - Леон, операции на Сирийском побережье и неудачную попытку освобождения из французского плена испанского короля Фердинанда VII.

С 1844 по 1949 корабль использовался в качестве учебного судна и стал вторым историческим кораблем (наряду с HMS Victory) пережившим Вторую мировую войну.

Однако в декабре 1949 года, ввиду крайне ветхого состояния корабля, требующего серьезных затрат на восстановление (чего послевоенная Британия не могла себе позволить), несмотря на протесты общественности, было принято решение об утилизации.
Франция, которой предложили бывший Duguay-Trouin в качестве музейного экспоната, от него отказалась, и 2 декабря 1949 года корабль торжественно вывели в море, и  взорвав, затопили к востоку от острова Уайт.




Транцевая плита HMS Implacable хранится сегодня в Национальном морском музее в Гринвиче (Лондон), а шпиль - в морском музее французского Рошфора...


Комментариев нет:

Отправить комментарий