понедельник, 26 сентября 2016 г.

Mодель двухмачтовой марсельной шхуны.Часть 3а.

ИМИТАЦИЯ ВАТЕРВЕЙСОВ.

В предыдущей части своего повествования я рассказал об устройстве палубного настила старинного парусника. Доски палубного настила укладывались на бимсы. Концы бимсов были врублены в мощные продольные балки судна — клямсы, соединенные со шпангоутами сквозными болтами. Под клямсом находился один (реже два) «подклямс».
Сверху, на концы бимсов устанавливали другой мощный брус — ватервейс. Сбоку от него укладывали два или три ряда утолщенных досок настила палубы. Таким образом, с одной стороны бимсы были врезаны в лапу с клямсом, а с другой — соединялись с ватервейсом и утолщенными досками настила . Внутренняя сторона ватервейса была скошена и в нем имелись отверстия для стока воды — шпигаты.




Рис. 3. Фальшборт парусного судна XVII—XIX вв.
1 — ватервейс; 2 — бимсы; 3 — спиркетинг; 4 — планширь; 5, 7 — стойки фальшборта;
6 - релинг для коечной сетки; 8 — деревянная коечная сетка; 9 — подвесные койки.

Таким образом, ватервейсы - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.Само название "waterways" - в переводе с английского означает "водяной путь".

На модели двухмачтовой марсельной шхуны уже установлены палубный настил и тимберсы, которые являются опорой для фальшбортов.
Фальшборта, необходимо наклеить вровень с поверхностью бортов нижней части заготовки корпуса, для чего мы несколько утопили тимберсы.
После наклейки черновых фальшбортов будет ставиться чистовая обшивка бортов модели из шпоновой рейки.
Однако прежде всего надо поставить имитацию ватервейсов (с фальшбортами на нашей маленькой модели это будет неудобно).

Ватервейсы, на модели двухмачтовой марсельной шхуны в виду малого масштаба (1:115), будем имитировать, т.е. проложим рейку вдоль фальшбортов по периметру палуб и просверлим шпигаты.

С учетом масштаба, имитировать ватервейсы будем тонкой (сечением менее 1 мм) рейкой, которую удобно нарезать из бамбука.
Бамбук - прямослойная твердая древесина, которая отлично режется вдоль волокон и дает ровный срез (скол). Бамбук упруг - хорошо гнется, но плохо держит форму при изгибе (по-этому изгибаемую деталь из бамбука надо при наклеивании надежно фиксировать до схватывания клея).
Я использую бамбуковые рейки длиной около 50 см и сечением 10 на 2 мм от старых китайских оконных штор - жалюзи.

Ватервейсы будем клеим поэтапно.
Сначала наклеиваем их внутреннюю (со стороны палубы) часть из тоненькой рейки вплотную к тимберсам.


Клей наносим только на основания тимберсов, что бы не оставлять лишних нежелательных следов на палубном настиле.
Цианокрилатовый клей дает мощную склейку, кроме того, вставки между тимберсами дополнительно прихватят нашу полоску.
Устанавливаем наш ватервейс и поджимаем его пинцетом до надежного схватывания клея.
По опыту работы с цианокрилатовыми гелями могу порекомендовать - не слишком спешить с соединением деталей, на которые нанесен клей. Дайте клею секунд 20-30 "подышать", тогда он быстрее схватывает склеиваемые детали. В особо проблемных местах ( у бамбука это прежде всего места сгиба - древесина сильно пружинит) для фиксации деталей можно воспользоваться прищепками.
После высыхания клея на основной части ватервейса, делаем вставки между ней и наружной стороной корпуса (где позднее будет располагаться фальшборт.



Наносим клей в промежутки между тимберсами и вклеиваем кусочки бамбуковой рейки по высоте не ниже уже приклеенной рейки, а по ширине - равными толщине тимберсов.

После окончательного высыхания клея срезаем лишнее и подшлифовываем полученные ватервейсы до нужной высоты - равномерной, но незначительной высоты его по всей длине.





Еще один элемент, который удобнее установить до наклейки фальшбортов - это передняя переборка кормовой надстройки.


Из кофейных палочек изготавливаем основание переборки.
Затем переборку оклеиваем рейкой ( используем остатки палубной рейки), имитируя переборку, набранную из досок.


Излишки рейки обрезаем бокорезами. Позднее места стыка переборки с палубными настилами мы облагородим молдингами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий