суббота, 8 октября 2016 г.

Mодель двухмачтовой марсельной шхуны.Часть 4.

КИЛЬ.

Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна. Киль можно считать основой всего каркаса корабля, ибо на нем крепятся передний (фор) и задний (ахтер) штевени, шпангоуты...к килю пристыковывают первый (шпунтовый) пояс обшивки корпуса...Чаще всего киль и штевни набирают из отдельных элементов, соединяемых "в замок" и скрепляемых болтами.


Поскольку модель двухмачтовой шхуны в масштабе 1:115 создается по схеме с монолитным корпусом, каркаса (набора) корпуса, как такового, нет. На модели имитируем только наружные, выступающие из корпуса части киля и штевней.

Для установки киля и штевней заранее в болванке корпуса делаем пропил по продольной оси, в который затем вклеим элементы киля.Пропил делаем шириной, соответствующей ширине киля и штевней.

Киль и штевни для модели двухмачтовой шхуны в масштабе 1:115 изготавливаем из старой ученической линейки.Линейку следует предварительно очистить от грязи и нанесенных на нее обозначений - все это циклюем (соскребаем модельным ножом). Затем древесину шлифуем наждаком.

Элементы киля размечаем на линейке и вырезаем.
Киль представляет собой ровный брусок, длина которого измеряется от окончания дейвуда до начала носового изгиба основания корпуса.В задней части киль прямой - сверху на него будет опираться вертикальный брус ахтерштевеня (старнпост). В передней части на киле следует сделать срез сложной формы, имитирующий замковое соединение с форштевенем.
Криволинейный элемент форштевеня следует предварительно изготовить из картона, что бы примерить на болванку корпуса. При этом следует внести коррективы в профиль форштевеня, добиваясь правильной его кривизны и ширины (будучи установленным в пропил, форштевень должен выступать из корпуса на  расстояние, предписываемое рабочим чертежом). Окончательный профиль форштевеня переносим на древесину и вырезаем.



Выполняем окончательную шлифовку элементов киля. При необходимости их можно оклеить шпоном (нарезав шпон на элементы, составляющие конструкцию киля или штевней) или же нанести стыки между этими элементами на древесину деталей киля острозаточенным твердым карандашом.

При изготовлении элементов киля не следует забывать о том, что часть этих элементов надо будет вставлять в пропил на корпусе (заранее вымеряйте ширину и глубину пропила.Надо также учесть толщину будущей чистовой обшивки корпуса, которая визуально уменьшит высоту выступающей части киля. Следует учесть, что штевни ( особенно форштевень) могут иметь сужение к передней части, которое также можно отобразить на модели.

Вклеиваем подготовленные элементы в болванку корпуса.Одновременно вклеиваем треугольную вставку имитирующую расширение дейвуда в кормовой части.



Вертикальный брус ахтерштевеня удобнее вклеить после наклейки чистовой обшивки корпуса, по-скольку рейки обшивки ставятся встык с брусом.
Позже можно установить и выступающую часть форштевеня - княвдигед.


БАРХОУТЫ.

Кроме того, что сама обшивка корпуса деревянного судна имеет разную толщину (в донной части она толще, чем в надводной), в наиболее "проблемных" местах ставят специальные утолщенные брусы - бархоуты.
Бархоут, это доска или ряд досок, толщиной превышающих обшивку в данном месте корпуса на 3-4 дюйма (в средние века) или 2-3 дюйма (в 18-19 веках).Верхний и нижний края бархоутов слегка скруглены. Устанавливали бархоуты перед началом обшивки корпуса, укрепляя их к шпангоутам.

Как правило имеется несколько бархоутов : самый нижний, расположенный в самой широкой части корпуса, примерно на уровне конструктивной ватерлинии - мейн-вельс бархоут ( привальный брус); над портами нижней палубы располагаются чанель-вельс бархоуты или бархоуты русленей, выше портов средней палубы - бархоуты ширстрека.
Бархоуты, как уже говорилось, могут иметь разную ширину (самые широкие мейн-вельс) и состоять из нескольких поясьев.

На модели двухмачтовой шхуны в масштабе 1:115 мы устанавливаем один мейн-вельс бархоут, который, кроме всего,определяет верхний предел обшивки нижней части корпуса.

Сам бархоут изготавливаем из рейки шириной около 3 мм (такой же ширины будет обшивочная рейка) и толщиной 1,5 - 2 мм.
Рейку шлифуем и изгибаем методом распаривания в кипятке, с помощью кондуктора, использовавшегося для гибки реек фальшбортов.

Для правильной (в соответствии с чертежом) установки бархоутов, наносим линии их расположения на болванку корпуса.

Первым делом, с помощью простенького приспособления, изготовленного из бруска, кофейной палочки и лапки с грифелем от циркуля, наносим на корпус ватерлинию. Предварительно корпус устанавливаем на специальный стапель, учитывающий наклон донной части корпуса относительно горизонта.




Отмеряя по чертежу циркулем-измерителем расстояния от ватерлинии до линии бархоута на вертикалях расположения шпангоутов, откладываем эти расстояния на корпусе. Соединив полученные точки, получаем линии, вдоль которых приклеиваем изогнутые рейки бархоутов.





Подробнее об установке киля и бархоутов смотри: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий