пятница, 2 сентября 2016 г.

МОДЕЛЬ ДВУХМАЧТОВОЙ ШХУНЫ. Пролог. Часть 2.


Часть 2. Чертеж модели.

Работу над моделью начинаем с выбора прототипа и масштаба.
Эти два фактора взаимосвязаны, по-скольку от них зависит размер будущей модели и, как следствие, количество материалов для ее постройки.
Можно взяться за постройку модели много-пушечного линейного корабля в масштабе 1:50, что позволит подробно и качественно выполнить деталировку ( к примеру, пушка длиной в пару метров в "50-м" масштабе будет иметь длину 40 мм). Но при этом следует учесть, что и сама модель выйдет длиной и высотой более метра.
Чтобы построить модель длиной до 50 см, можно уменьшить ее масштаб до 1:150 - 1:200. Но тогда придется изготавливать массу мельчайших деталей и элементов (длина той же пушки сократится до 1 см) что неизбежно скажется на качестве деталировки и на виде модели в целом.
По-этому, для постройки качественной модели небольшого "настольного" размера желательно выбирать небольшие прототипы, что позволит при сохранении заявленного размера модели, выбрать более крупный масштаб и, соответственно, возможность более качественной деталировки.

С другой стороны, выбор масштаба модели может быть продиктован наличными материалами.
К примеру, модель пакетбота Витуса Беринга "Святой Петр" создавалась на основе уже имевшегося корпуса от другой модели, что и продиктовало выбор масштаба 1:180.

Именно этим путем я и пойду при постройке новой модели.

1.ВЫБОР ПРОТОТИПА МОДЕЛИ.

Корпус упоминавшегося пакетбота вырезан из цельного деревянного бруска.
Такой же технологией я воспользуюсь для постройки новой модели.

Для корпуса будущей модели я намерен использовать брусок от ящичной упаковки холодильника.
Этот брусок имеет сечение 48 мм на 35 мм. Значит корпус будущей модели должен быть шириной не более 50 мм (с учетом обшивки).

Предварительно выбрав масштаб будущей модели  1:100, я вычислил, что ширина корпуса прототипа по миделю (в наиболее широком поперечном сечении корпуса) должна быть в пределах 5 метров. Такой параметр присущ небольшим одно-двухмачтовым парусникам типа яхты или шхуны.

Просмотрев чертежи подобных кораблей в интернете, я остановил свой выбор на двухмачтовой марсельной шхуне "Hannah" с параметрами корпуса: длина 17,5 м и ширина по миделю - 5,2 метра.


В сети можно найти специализированные сайты, предлагающие пользователю готовые чертежи для постройки модели в определенном масштабе. Однако, для того, что бы корректно скачать и распечатать их, требуется специальная программа.
К тому же, не всегда есть возможность - получить готовые чертежи - иногда приходится пользоваться рисунками из книг или журналов.
Официальных чертежей шхуны "Hannah" не сохранилось.
При постройке модели моделисты, как правило пользуются чертежами и описаниями из книги Harold Hahn "The Colonial Schooner 1763-1775".
Эти чертежи я и взял за основу для разработки рабочих чертежей будущей модели.

Зачастую, чертежи, взятые из книг или журналов приходится адаптировать для работы с ними.
Я скачал изображения, содержащие чертежи и распечатал их на обычных листах бумаги формата А4.
Чертежи получились не в том масштабе, который указан на них. Кроме того, разные листы отличались масштабами друг от друга.



Мне было необходимо свести все листы к единому размеру, а затем привести этот размер в соответствие с избранным масштабом будущей модели.

2. СВЕДЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ К ЕДИНОМУ РАЗМЕРУ.

Избрав на каждом из отпечатанных листов один и тот же элемент, длину которого возможно измерить (в моем случае это была длина киля на Листе 2 = 182 мм), я сравнил ее с длиной соответствующего участка на Листе 1 = 97 мм.
Используя полученный коэффициент увеличения 1,88, я смог достроить на Листе 2 недостающие элементы (рангоут, такелаж).
Затем аналогичным образом, используя значения высоты шпангоутов, показанных на Листах 2 и 3, я получил коэффициент уменьшения для Листа 3 = 1,15 и привел изображение с Листа 3 в соответствие с основным чертежом на Листе 2.

3.ВЫЧИСЛЕНИЕ МАСШТАБА ЧЕРТЕЖА.

На Листе 1 отпечатана так называемая "масштабная линейка", которую я аккуратно, с использованием коэффициента 1,88 перенес на Лист 2, ставший "промежуточным" чертежом будущей модели.

"Масштабная линейка" устанавливает соотношение между длиной единицы измерения в реале и в масштабе чертежа, т.е. одному делению "масштабной линейки" на чертеже,в данном случае, соответствует 10 футов (3000 мм) реальной длины судна.
Измерения и расчет показали, что полученный мною "промежуточный" чертеж, выполнен в масштабе 1:76.
На основании этого я смог просчитать размеры элементов реального корабля.


Зная реальную ширину корабля (5168 мм) и требуемую ширину модели(45 мм), я вычислил масштаб будущей модели - 1:115.

На основании этих расчетов я вычертил окончательные "рабочие" чертежи для постройки модели.


Видеобзор полностью можно посмотреть  тут : Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Пролог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий