Часть 1. ВЫРЕЗАЕМ КОРПУС МОДЕЛИ.
Хотя моя модель двухмачтовой марсельной шхуны изготавливается в достаточно малом масштабе 1:115, тем не менее, конструктивно я буду строить ее как вполне профессиональную - по всем основным канонам судомоделизма.
Корпуса моделей старинных парусников изготавливают по различным технологиям:
- монолитный - из цельного деревянного бруса;
- монолитный из слоеных блоков - вместо бруса используется блок склеенных досок, что укрепляет заготовку и позволяет получить блок длиной более
20 см;
- из цельных слоев - отличается от предыдущего тем, что в блок склеиваются не просто доски, а заранее вырезанные из досок профили продольных горизонтальных сечений корпуса будущей модели;
- из "полых" слоев - этот способ еще называют "системой бутерброда" (от англ.Bread and Butter System);способ заключается в склеивании не просто фигурных слоев, но слоев с отсутствующим внутренним пространством, образующих грубые абрисы бортов; что позволяет исключить последующее выдалбливание внутренней части заготовки;
- наборной - предварительно изготавливается набор корпуса из килевой планки и шпангоутов, соответствующих поперечным вертикальным сечениям корпуса; затем набор обшивается рейкой, имитирующей доски бортовой обшивки, или другим листовым материалом.
Сообразуясь с выбранным для модели масштабом (1:115) и условиями проекта (использование доступных материалов),я буду вырезать корпус будущей шхуны из цельного деревянного бруска, а потом обшивать рейкой.
Фактически корпус моей модели будет "монолитным", или, скорее, "монолитным из слоеных блоков".
Ранее уже указывалось,что размеры модели ограничены размерами бруска от ящичной упаковки холодильника. Упаковка изготовлена из ольхи или березы, что вполне подходит для резьбы (хорошо режется древесина мягких пород - липа, ольха, береза. Для подобных работ можно использовать высушенную сосну, но она режется хуже, особенно поперек волокон).
Сечение выбранного для вырезывания болванки корпуса модели бруска 48 мм на 35 мм, а высота корпуса ( в районе кормы) около 50 мм. По-этому я сделаю заготовку составной:
- основная часть корпуса - от киля до нижней точки верхней палубы
- кормовая надстройка - от верха основной части до нижней точки палубы кормовой надстройки (юта).
Затем обе заготовки будут соединены клеем.
На отрезок бруска я нанес контуры нижней части корпуса при виде сбоку и сверху. По этим контурам ножовкой произвожу предварительную обрезку.
Обрезать заготовку удобнее всего обычной слесарной ножовкой (полотно "по металлу" имеет мелкий зуб и дает относительно ровный рез).
Сначала обрезаю заготовку по боковому профилю. Чтобы пройти скругления делаю несколько прямых срезов по касательной к криволинейному профилю.
После обрезки выравниваю поверхность при помощи надфиля и наждачной бумаги.
Затем точно также обрезаю заготовку по профилю "вид сверху".
Резание болванки корпуса выполняю большим модельным ножом, следуя от середины заготовки, где расположена самая широкая ее часть, соответствующая миделю будущей модели, к носовой и кормовой части.
Места резки периодически выравниваю надфилями и наждачной бумагой, контролируя кривизну поверхности контр-шпангоутами, изготовленными из картона (картон для крепости я промазал клеем ПВА).
После окончания резки нижней части заготовки корпуса модели произвожу окончательную шлифовку поверхности средней и мелкой шкурками, добиваясь как можно более гладкой поверхности (что бы впоследствии наклеиваемая обшивочная рейка лучше прилегала к ней).
Из отдельного бруска вырезаю заготовку для кормовой надстройки. Наклеиваю заготовку надстройки на основную болванку корпуса при помощи цианокрилатового клея-геля и размечаю на ней требуемые профили.
Обрезаю заготовку кормовой надстройки аналогично нижней части корпуса.
Произвожу окончательную доводку и шлифовку болванки корпуса модели надфилем и наждаком.
Использование технологии "монолитного корпуса" позволяет при необходимости, вносить изменения и коррективы в обрабатываемую поверхность.
Мелкие царапины, трещины и впадины можно зашпатлевать, а к случае серьезных отклонений от чертежа - вырезать проблемный участок и вклеить на его место кусочек древесины, который потом обработать, придав ему требуемую форму.
Видеобзор резки корпуса модели полностью можно посмотреть тут : Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 1.
Хотя моя модель двухмачтовой марсельной шхуны изготавливается в достаточно малом масштабе 1:115, тем не менее, конструктивно я буду строить ее как вполне профессиональную - по всем основным канонам судомоделизма.
Корпуса моделей старинных парусников изготавливают по различным технологиям:
- монолитный - из цельного деревянного бруса;
- монолитный из слоеных блоков - вместо бруса используется блок склеенных досок, что укрепляет заготовку и позволяет получить блок длиной более
20 см;
- из цельных слоев - отличается от предыдущего тем, что в блок склеиваются не просто доски, а заранее вырезанные из досок профили продольных горизонтальных сечений корпуса будущей модели;
- из "полых" слоев - этот способ еще называют "системой бутерброда" (от англ.Bread and Butter System);способ заключается в склеивании не просто фигурных слоев, но слоев с отсутствующим внутренним пространством, образующих грубые абрисы бортов; что позволяет исключить последующее выдалбливание внутренней части заготовки;
- наборной - предварительно изготавливается набор корпуса из килевой планки и шпангоутов, соответствующих поперечным вертикальным сечениям корпуса; затем набор обшивается рейкой, имитирующей доски бортовой обшивки, или другим листовым материалом.
Сообразуясь с выбранным для модели масштабом (1:115) и условиями проекта (использование доступных материалов),я буду вырезать корпус будущей шхуны из цельного деревянного бруска, а потом обшивать рейкой.
Фактически корпус моей модели будет "монолитным", или, скорее, "монолитным из слоеных блоков".
Ранее уже указывалось,что размеры модели ограничены размерами бруска от ящичной упаковки холодильника. Упаковка изготовлена из ольхи или березы, что вполне подходит для резьбы (хорошо режется древесина мягких пород - липа, ольха, береза. Для подобных работ можно использовать высушенную сосну, но она режется хуже, особенно поперек волокон).
Сечение выбранного для вырезывания болванки корпуса модели бруска 48 мм на 35 мм, а высота корпуса ( в районе кормы) около 50 мм. По-этому я сделаю заготовку составной:
- основная часть корпуса - от киля до нижней точки верхней палубы
- кормовая надстройка - от верха основной части до нижней точки палубы кормовой надстройки (юта).
Затем обе заготовки будут соединены клеем.
На отрезок бруска я нанес контуры нижней части корпуса при виде сбоку и сверху. По этим контурам ножовкой произвожу предварительную обрезку.
Обрезать заготовку удобнее всего обычной слесарной ножовкой (полотно "по металлу" имеет мелкий зуб и дает относительно ровный рез).
Сначала обрезаю заготовку по боковому профилю. Чтобы пройти скругления делаю несколько прямых срезов по касательной к криволинейному профилю.
После обрезки выравниваю поверхность при помощи надфиля и наждачной бумаги.
Затем точно также обрезаю заготовку по профилю "вид сверху".
Резание болванки корпуса выполняю большим модельным ножом, следуя от середины заготовки, где расположена самая широкая ее часть, соответствующая миделю будущей модели, к носовой и кормовой части.
Места резки периодически выравниваю надфилями и наждачной бумагой, контролируя кривизну поверхности контр-шпангоутами, изготовленными из картона (картон для крепости я промазал клеем ПВА).
После окончания резки нижней части заготовки корпуса модели произвожу окончательную шлифовку поверхности средней и мелкой шкурками, добиваясь как можно более гладкой поверхности (что бы впоследствии наклеиваемая обшивочная рейка лучше прилегала к ней).
Из отдельного бруска вырезаю заготовку для кормовой надстройки. Наклеиваю заготовку надстройки на основную болванку корпуса при помощи цианокрилатового клея-геля и размечаю на ней требуемые профили.
Обрезаю заготовку кормовой надстройки аналогично нижней части корпуса.
Произвожу окончательную доводку и шлифовку болванки корпуса модели надфилем и наждаком.
Использование технологии "монолитного корпуса" позволяет при необходимости, вносить изменения и коррективы в обрабатываемую поверхность.
Мелкие царапины, трещины и впадины можно зашпатлевать, а к случае серьезных отклонений от чертежа - вырезать проблемный участок и вклеить на его место кусочек древесины, который потом обработать, придав ему требуемую форму.
Видеобзор резки корпуса модели полностью можно посмотреть тут : Изготовление модели парусника: Двухмачтовая шхуна. Часть 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий