понедельник, 21 марта 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть III (окончание).

Часть III. В ожидании главной битвы (окончание).

Потеря Тулона, и как следствие, базы для поддержки сухопутных войск вблизи итальянских берегов, вынудила Худа обратить свое внимание на остров Корсика, где в полном разгаре было восстание против французов.

HMS Victory перебазировался на Гиерский рейд, а затем в Портоферрайо, откуда был послан отряд кораблей  в Сен-Фиоренцо на Корсике, в состав которого входил и любимый корабль Нельсона HMS Agamemnon.
В январе 1794 года начинается блокада Кальви, в ходе которой благодаря самоотверженности Нельсона была взята Бастия, а затем и Кальви. В ходе боев за Кальви Нельсон получил несколько ранений, в том числе, серьезное повреждение правого глаза (хотя Нельсон и носил повязку, глаз он не потерял, но стал им хуже видеть).


                     Нельсон получил ранение глаза в бою при Кальве 12 июля 1794 года.
                                (в правом нижнем углу видно орудие с HMS Victory)


С HMS Victory, прибывшего в занятую Бастию с основными силами эскадры были сняты орудия (captain W.J.L.Wharton в книге "A short history of H.M.S. ̀Victory"(1844) упоминает о 7 орудиях с гондека) и высажен десант...
1 августа 1794 года Кальви пал.

В декабре 1794 года "Виктори" возвращается в Портсмут и ставится на ремонт, затянувшийся на два месяца.
Из наиболее существенных изменений в конструкции корабля следует отметить удлиннение бушприт за счет установки бом-утлегаря.

Бушприт (bowsprit) корабля имеет конструкцию, подобную мачтам: непосредственно бушприт соответствует нижней мачте, к которой крепятся удлинняющие рангоутные деревья - стеньги ( в случае с бушпритом, это утлегарь (jib boom) и бом-утлегарь (flying jibboom)).
Бом-утлегарь на HMS Victory появился в ходе ремонта 1794-1795 года.Это позволило ставить дополнительные кливера, позволяющие ходить под большим углом к ветру.

                                                      
                                                     HMS Victory образца 1765 года 
                 (виден бушприт без бом-утлегаря и "латинский парус на бизань-мачте).



                                                          HMS Victory - наши дни

Первоначально бизань-мачта Victory была оснащена косым треугольным "латинским"("lateen") парусом. Около 1797 года рю-рей "латинского" паруса заменили прямым поперечным бегин-реем (этот рей не нес паруса и служил для крепления такелажа марселя бизани).Движетельную роль "латинского" паруса перебрал на себя прямой продольный парус(spanker), расположенный позади бизань мачты на консольных реях: гафеле(gaff) и гике(boom).
                                       
                                        HMS Victory с гафельным парусом на бизани


В мае 1795 года HMS Victory, под командой контр-адмирала Джона Мэна (John Man), возвращается на Корсику везя адмирала Худа, как частное лицо (последний был отстранен от командования средиземноморской эскадрой и должен был передать его Уильяму Хоттему).

13 июля 1795 года "Виктори" под флагом Мэна попадает в переделку, вошедшую в историю, как бой при Йерских островах.
Высокие мореходные качества HMS Victory сыграли с кораблем в этот раз злую шутку.
Получив с флагмана  Уильяма Хоттема (William Hotham) - заместителя Худа, командовавшего средиземноморской эскадрой во время его отсутствия, сигнал общей погони за 17 кораблями французского флота, встреченными  у Йерских островов, Виктори  вместе с HMS Culloden (1783) и HMS Cumberland (1774) вскоре оказался в пределах досягаемости противника, оставив остальные корабли (включая флагманский Британия) позади в 1-9 милях.
Англичане открыли огонь, но ветер не позволил им удачно маневрировать. Через час перестрелки был подбит 74-пушечный Alcide (1782), но ввиду дрейфа, сносившего корабли к береговым отмелям, была отдана команда - прекратить преследование.
Французы ушли через известные им проходы в отмелях, а Alcide  взорвался.
Англичане остались без призов. Кроме того, на HMS Victory был снесен такелаж и повреждены нижние мачты; погибло 5 ( в т.ч. 2-офицера) человек и 16 были ранены.
Нельсон на HMS Agamemnon почти принудил к сдаче французский 80-пушечный флагман, но приказ Хоттема о прекращении боя, позволил французам уйти.
Об этом бое Нельсон написал домой: "несчастное дело".


                                                           Адмирал Уильям Хоттем

Зализав раны в Сан-Фиоренцо на Корсике, HMS Victory крейсировал в виду Тулона до конца 1795 года, пока прибывший в декабре на замену Хоттему (раскритикованному в Англии) новый командующий средиземноморской эскадрой - адмирал Джон Джарвис (John Jervis) не поднял на нем свой флаг.


                                                           Адмирал Джон Джарвис


Джервис сразу взял быка за рога - начал блокирование Тулона.
Горацио Нельсон (будущий адмирал все чаще появляется в окружении Виктори),переведенный Джервисом с HMS Agamemnon (отправленного в ремонт) на HMS Captain, был назначен коммодором эскадры, направленной в Ливорно для поддержки Англо-Корсиканского королевства.

Весь 1796 год для HMS Victory прошел в курсировании между Тулоном и Меноркой во главе флота из 13 кораблей.
К этому времени бывшие союзники англичан - испанцы заключили мир с Францией (1794), а в августе 1796 нанесли удар в спину - составили наступательный и оборонительный союз с недавним противником.
Адмирал Джервис, имевший в общей сложности 15 кораблей, оказался перед Соединенным франко-испанским флотом, состоящим из 38 линейных кораблей.
Не лучше шли дела и других участников анти-французской коалиции.
Еще один герой нашего повествования - молодой Наполеон Бонапарт, к этому времени получивший чин бригадного генерала, а в качестве подарка к свадьбе с Жозефиной Богарне - должность командующего Итальянской армией Французской республики, громил австрийцев в Северной Италии.
На Корсике усиливались анти-британские настроения.

Сэр Джон (Джарвис) принял решение эвакуировать британские силы с Корсики и к 16 ноября 1796 года HMS Victory с эскадрой прибыл в Лиссабон, где пребывал до второй половины января 1797 года в ожидании подкрепления из Англии.

1 февраля 1797 года английская эскадра выдвинулась на перехват испанской эскадры Дона Хосе де Кордоба, которая шла из Картахены в Кадис, но была отнесена неблагоприятным восточным ветром от побережья в Атлантику.

6 февраля к флоту Джарвиса примкнули 5 кораблей из состава Флота Канала.

11 февраля Нельсон на HMS Captain, шедший на соединение с эскадрой Джарвиса, благодаря сильному туману прошел сквозь испанский флот незамеченным. Он не смог правильно оценить размеры вражеского флота и 13 февраля, достигнув британцев сообщил только, что испанские корабли находятся в 35 милях, с наветра.

С рассветом 14 февраля у мыса Сан-Висенте (Cape St Vincent) для HMS Victory наступил долгожданный, в жизни всякого боевого корабля, момент - настоящее сражение !

Когда Джервису доложили, что противник превосходит англичан по численности вдвое, последний произнес
...Довольно считать, жребий брошен, будь их хоть пятьдесят, я все равно пройду сквозь них...

Воспользовавшись неготовностью испанцев, двигавшихся двумя колоннами, к бою (как позднее выяснится - у некоторых захваченных кораблей не были даже извлечены пробки из пушечных стволов), Джарвис решился на безумное действие - провести свой флот между двумя линиями испанцев, ограничив их тем самым в возможности стрельбы и, в то же время, создавая себе возможность стрельбы с обеих бортов.
Пройдя между линиями испанских кораблей во главе с HMS Victory и паля по обеим линиям, англичане (по команде флагмана) стали разворачиваться, образуя U-образный строй, что бы занять позиции для взаимной поддержки и вступать в бой по мере подхода противника.
Когда Victory подошел к точке поворота, испанцы сделали попытку прорвать линию английского флота. Victory, однако, оказался быстрее, а ведущий трёхдечник испанцев выскочил слишком близко к английскому флагману — в результате чего он получил разрушительный бортовой залп.
-Мы послали им отличную "валентинку"- шутили английские канониры, намекая на дату сражения (14 февраля - День Святого Валентина).


                                                      Битва при Сан-Висенте (1797).
                      HMS Victory дает залп по испанскому кораблю Salvador del Mundo.

Оценив обстановку и понимая, что перестроение английской эскадры понижает эффект от уже произошедшей стычки и дает возможность испанцам - уйти из под обстрела, Горацио Нельсон совершает поступок, который впоследствии пресса и публика расценили, как потрясающий подвиг (хотя, в случае неудачи, Нельсону грозил трибунал за неисполнение приказа).
Находясь в конце поворачивающего строя англичан, Нельсон развернул HMS Captain и пошел наперерез испанским кораблям одной из групп, пытающейся соедениться с остальной частью эскадры. HMS Captain подрезал нос группе, в которой находился Nuestra Señora de la Santísima Trinidad четырехдечный 140-пушечный испанский флагман (это была первая встреча Нельсона с этим кораблем) и открыл по нему огонь, заставив испанцев отказаться от маневра и навязав им бой.
В ходе дальнейшей перестрелки и маневрирования, корабль Нельсона совместно с другими кораблями, подоспевшими на подмогу, захватывают два испанских корабля. Продолжая атаковать, англичане вынуждают столкнуться двух поврежденных испанцев. HMS Captain уже имеет сильные повреждения и Нельсон приказывает идти на абордаж столкнувшихся испанцев, захватив, таким образом, сразу два корабля.

                                                     
                                                    Битва при Сан-Висенте (1797).
                                        HMS Captain захватывает испанские корабли.

"Сантисима Тринидад", к тому времени получивший очень тяжелые повреждения, спустил флаг в знак капитуляции. От захвата англичанами его спасли два корабля, посланных на выручку - они вывели испанский флагман из боя...

Это была победа Королевского флота — 15 английских кораблей победили

испанский флот из 27, причём у испанцев было больше пушек и людей.
Англичане потеряли 73 убитыми, 227 тяжело и около 100 легко ранеными.
Потери испанских кораблей были выше — убиты 250 и ранены 550 человек.
В качестве призов были захвачено 4 испанских корабля ( 2 112-пушечных, 80-ти и 74-пушечные).

Чёрный от копоти, в изорванной в лохмотья форме, Нельсон прибыл на борт Victory, где на шканцах его встретил адмирал Джервис и обнял со словами благодарности.


                          Лорд Джервис благодарит Нельсона на борту HMS Victory

Кто мог знать, что судьбе будет угодно поставить точку в судьбе великого капитана всего восемь лет спустя, совсем недалеко от этой точки в океане, на этом самом квартердеке великолепного 104-пушечного линейного корабля Первого ранга Флота Его Величества Victory...

Комментариев нет:

Отправить комментарий