среда, 16 марта 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть III

Часть III.В ожидании главной битвы.


В своих записках я стараюсь не слишком углубляться в подробности морских сражений, участником которых был HMS Victory. Эти события нашли отображение во множестве исследований и книг известных авторов. Я же пытаюсь свести воедино разрозненные факты из истории корабля и мировой истории, что бы создать целостную картину, прежде всего, изменений в облике HMS Victory за его 250-летнюю историю.


Несмотря на не слишком удачный первый боевой выход, потерю 11 членов экипажа убитыми и 23 ранеными, полученные повреждения (особенно пострадала фок-мачта, которая грозила рухнуть в любой момент), "Виктори" показал себя весьма качественным кораблем.
Отличный дизайн его обводов обеспечивал великолепную маневренность при довольно значительных размерах. При правильном управлении HMS Victory мог легко соперничать в скорости с даже с меньшими кораблями эскадры, что обеспечило ему популярность в качестве флагмана.

Однако, последующие 14 лет прошли для корабля вполне буднично, что, впрочем, естественно для флагманского корабля командиру которого, следует находиться не на острие сражения, а в стороне - наблюдая и координируя действия подчиненных.

После трехмесячного ремонта в Портсмуте, в ходе которого, кроме восстановления поврежденного рангоута и такелажа, было восстановлено штатное вооружение (на гондеке 32 32-фунтовые пушки заменили 42-фунтовыми), в августе 1782 года "Виктори" был приписан к Флоту Канала (Channel service).Со времен правления Елизаветы I, английская внешняя политика была сосредоточена на предотвращении вторжения через Ла-Манш (Английский Канал) войск любого европейского государства, контролирующего голландские и фламандские порты.
После разгрома в 1588 году испанской Непобедимой Армады Британия постепенно завоевывала роль выдающейся морской державы. К середине 18-го века Британская империя уже контролировала все европейские моря, в особенности Канал и Северное море. Последнее серьезное поражение было нанесено французам английским флотом в ходе Семилетней войны в бухте Квиберон (Quiberon Bay) в 1759 году.

Но разразившаяся в 1775 году война за независимость США вновь столкнула лбами извечных противников. Пользуясь увязанием Англии в противоборстве с мятежными северо-американскими колонистами, Франция и Испания вознамерились отыграть потерянное в Семилетней войне.
Вызовов со стороны Франции хватало в избытке. Помимо открытия своих американских портов для контрабанды оружия и приватирства, она начала работы по укреплению Чандернагора в Индии и Дюнкерка в Канале (последнего в качестве базы для набегов на британскую торговлю).
Британскому флоту приходилось разрываться между Америкой и Европой.
На Флот Канала британское Адмиралтейство возлагало задачи блокирования французов в базах и перекрытие путей поставки помощи американским колонистам.  Этими задачами обуславливалсь тактика флота: патрулирование в Ла-Манше и перехват торговых конвоев.


                                                                     Флот Канала

"Безрезультатное сражение" при Уэссане в конце июля 1778 года стало первым действием
 Флота Канала и "официальным" началом нового англо-французского морского кризиса.

В течение года HMS Victory не участвовал в серьезных столкновениях и только в марте 1779 года прошел в Портсмуте плановый эксплутационный ремонт.

В июле 1779 года Адмиралтейство утвердило штатное положение на снабжение всех кораблей флота карронадами, согласно которому в 1780 году на юте Victory дополнительно установили 6 18-фунтовых карронад, а на форкастеле — 2 24-фунтовые карронады.


                                     24-фунтовая карронада на форкастеле HMS Victory

Изобретенная еще в 1759 году генералом Робертом Мелвиллом и воплощенная в металле  в 1769 году шотландцем Гаскойном на заводе "Каррон"(отсюда и названия нового типа орудия - карронада, меллвилиада, гасконада), карронада представляла собой короткое (относительно калибра) корабельное чугунное тонкостенное орудие, имеющее сравнительно небольшой, для своего калибра, вес и стреляющее тяжёлыми ядрами с малой скоростью — порядка 250 м/с  на небольшое расстояние.
Основными достоинствами карронад являлась их высокая скорострельность; сравнительно низкая отдача (что позволяло применять скользящий и вертлюжный станки и облегчало наведение); меньшее число требуемой обслуги. Кроме того, карронады весили значительно меньше обычных пушек при том же калибре (это позволяло ставить их на верхние палубы без снижения остойчивости судна) и гораздо дешевле обходились в производстве.
В то же время, карронады, ввиду малого размера зарядной каморы, имели небольшой пороховой заряд (и как следствие - низкую начальную скорость снаряда). При выстреле из более короткого, чем у пушки, ствола выбрасывались горящие остатки пороха и пыжа, которые не отлетали далеко и представляли угрозу возгорания для деревянного корпуса корабля.
Однако, высокая эффективность нового орудия на малых дистанциях при использовании (кроме ядер) картечи и книппелей (пары ядер, связанных цепью), с учетом пратиковавшейся в XVIII - XIX веках тактики морского боя, перевешивала недостатки.

В том же 1780 корпус корабля ниже ватерлинии обшили листами меди.                            Обшивка медью, как способ защиты днищ деревянных кораблей от обрастания и древоточцев (шешня, червя-тередо) была предложена в Англии Чарльзом Перри (Charles Perry) еще в 1708 году, но забракована Военно-морским комитетом британского Адмиралтейства ввиду дороговизны.
В ходе Семилетней войны проводились эксперименты по частичному (к примеру, только киля) меднению.
Однако, всерьез обратились к вопросу меднения корпуса корабля во второй половине 18-го века, когда червя-тередо (уничтожившего, в свое время, знаменитую "Золотую Лань" (Golden Hind) Френсиса Дрейка) обнаружили в английских гаванях, в частности в устье реки Медвей (Medway).

                          В 1761 году первым кораблем с медной обшивкой корпуса стал 
                                                   английский фрегат HMS Alarm. 

Бонусом медной обшивки стало приращение скорости корабля (гладкое металлическое днище, в противовес обросшему ракушками и водорослями, имело лучшую обтекаемость). На HMS Alarm была зафиксирована рекордная скорость в 13 узлов ( около 24 км/ч).                               Тем не менее, скорое окончание войны, а также выявившаяся проблема коррозии меди в паре с железными болтами крепления притушили эйфорию кораблестроителей.
Только в 1775 году опыты с медной обшивкой возобновились (на верфях начинала ощущаться нехватка леса для обшивки корпусов). Был найден метод защиты головок болтов от коррозии - закладка между корпусом и медной обшивкой толстых листов картона (чуть позже, дополнительно, корпус стали покрывать дегтем, картон пропитывать специальным жирным составом, а медные листы изнутри покрывать свинцовыми белилами на льняном масле).
К концу 1778 года уже достаточно много английских кораблей получили медную обшивку.
Начиная с 1779 года Адмиралтейство официально рапорядилось обшивать медью часть линейных кораблей и все фрегаты. Способствовало этому наличие отработанной и эффективной технологии, финансовые возможности государства и скоростные преимущества омедненных кораблей, обеспечивавших тактические выгоды для британского флота, который после потери союзников и предыдущих организационных упущений, пребывал в не лучшем состоянии. Среди технических новшеств (включая карронады и малые 18-фунтовые фрегаты 5-го ранга), медная обшивка стала истинной спасительницей британского флота.

В 1780 году медную обшивку получили корпуса 46 линейных кораблей британского флота, в том числе и HMS Victory.
На корпус "Виктори" укрепили 3923 медных листа размером 1 на 4 фута общим весом в 17 тонн.
                                   Сохранившаяся медная обшивка на руле HMS Victory

Надо заметить, что после неудачи адмирала Кеппеля в первом бою у Уэссана и громкого скандала (закончившегося, впрочем, оправданием Кеппеля) ему предложили вновь поднять свой флаг на HMS Victory. Но Кеппель отказался, сменив морскую службу на политическую деятельность.
На "Виктори" в течении 1779-1781 годов сменились пять флагов - он взглавлял эскадры адмиралов Чарлза Харди (Charles Hardy) и Франциса Гири (Francis Geary), вице-адмиралов Уильяма Дрейка (Francis William Drake) и Хайда Паркера (Hyde Parker). В 1781 пару месяццев кораблем командовал коммодор Джон Эллиот (John Elliot).
Но ни в каких серьезных делах "Виктори" в этот период задействован не был. Командующие Флотом Канала старались избегать столкновений с объединенным франко-испанским флотом, наблюдая за его действиями издалека с помощью разведки.

 В конце лета 1779 года  HMS Victory во главе эскадры из 37 кораблей под командой адмирала Харди выдвинулся, было, из Плимута на перехват конвоя, следовавшего в Кадис. Но насчитав у противника 67 линейных кораблей, 30 фрегатов и мелких судов, Харди счел за лучшее повернуть назад. Этот случай вошел в историю HMS Victory, как единственный, когда корабль "показал корму" противнику.
                             Сэр Чарлз Харди (на заднем фоне изображен HMS Victory

Наконец, в декабре 1781 года "Виктори" предоставилась возможность проявить свои обновленные боевые качества.
В сентябре на линейном корабле поднял свой флаг контр-адмирал Ричард Кемпенфельт. После двухмесячного патрулирования, 12 декабря эскадра Кемпенфельта из 12 линейных кораблей и 5 фрегатов выдвинулась на перехват французского конвоя под командованием графа де Гишена, шедшего из Бреста с подкреплением и припасами для Ост- и Вест-Индии.
Настигнув французов примерно в 150 милях к юго-западу от острова Уэссан (опять этот Уэссан) Кемпенфельт был неприятно удивлен, обнаружив, что конвой сопровождают 19 линейных кораблей.
                                                           Сэр Ричард Кемпенфельт

Однако плохая погода и шквалистый ветер (на которые в общем-то и рассчитывали французы, надеясь, что англичане не рискнут курсировать в Северной Атлантике в сезон зимних штормов) сыграли с де Гишеном злую шутку.
Кемпенфельт сориентировавшись в обстановке и воспользовавшись неудачным положением французских боевых кораблей относительно конвоя и ветра, сумел отсечь аръергад из 15 транспортов, захватив часть из них в качестве призов, предоставив французам беспомощно наблюдать "как торговые суда рассыпались во все стороны и начали спускать флаги направо и налево". При этом огнем HMS Victory и других кораблей, отсекавших корабли французского охранения  были потоплены 4 фрегата.
                                                          Вторая битва при Уэссане


Результатом "второй битвы при Уэссане", от части, стало поражение французского флота адмирала Де Грасса в сражение у островов Всех Святых (Battle of the Saintes), по-скольку только 2 из 5 линейных кораблей и всего 5 транспортов, предназначавшихся Де Грассу, достигли цели.
С другой стороны, случившееся дало повод английской оппозиции поставить под сомнение компетентность администрации Королевского флота, пославшего столь малые силы на перехват конвоя. В конечном итоге, очередной скандал привел к падению правительства лорда Нортона в 1782 году, что в последствии послужило заключению Парижского мира в 1783 году и окончанию войны.

"Виктори" в бою практически не пострадал и в начале следующего 1782 года под флагом адмирала Ричарда Хау (Richard Howe), сменившего Кемпенфельта, во главе эскадры из 35 линейных кораблей отправился эскортировать конвой из 34 транспортов с припасами для осажденного английского гарнизона в Гибралтаре.

                                        HMS Victory при снятии блокады Гибралтара


Поход сложился крайне удачно и конвой был успешно эскортирован к месту назначения, а в незначительной стычке с объединенным флотом, имевшей место при отбытии эскадры Хау назад в Англию, HMS Victory даже не удалось сделать ни одного выстрела.

По странному стечению обстоятельств, при подготовке к походу в Гибралтар в составе эскадры Хау, погиб "герой второй битвы при Уэссане" адмирал Кемпенфельт.
Погиб нелепо: его корабль - 100-пушечный HMS Royal George (тот самый, на постройке которого начинал карьеру кораблестроителя будущий "отец" HMS Victory Томас Слейд) ...опрокинулся, стоя на якоре в Спитхеде.
Корабль был закренен для выполнения ремонтных работ на днище. При этом через открытые порты гондека волной забрасывалась вода, скапливавшаяся в палубе. При приеме припасов на тот же левый борт, Royal George накренился еще больше, порты ушли под воду, корабль потерял остойчивость и опрокинулся. Из-за небольшой глубины мачты и часть рангоута остались над водой. Тем не менее, более 900 человек (в том числе около 300 женщин и 60 детей, гостивших на борту) погибли. Ричард Кемпенфельт работал в своей каюте и не смог выбраться из нее...

Об этом случае упомянула российская императрица Екатерина II в письме Г.А.Потемкину 12 сентября 1782 года:
"...У англичан пропал, сказывают, стопушечный корабль..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий