суббота, 19 марта 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть III (продолжение).


Часть III.В ожидании главной битвы (продолжение).

По возвращении в Портсмут, до марта 1783 года HMS Victory проходил плановый средний ремонт, после которого на целых четыре года был поставлен в резерв флота.

Термин "in ordinary" (в резерве) возник в Королевском флоте на основании трех отдельных финансовых показателей расходов:

1 - обычной (ordinary) оценки текущих расходов, в т.ч. на содержание верфей и военно-морских учреждений;
2 - "морского обслуживания" ("Sea Service") на содержание корабля и экипажа в морских походах;
3 - стоимости внеочередных ремонтов ("Extraordinary Repair").

Корабль, который не требовался для активной службы в море, переводился на первую статью расходов, исключаясь из двух других, т.е. передавался на содержание верфи. Он переводился в категорию "in ordinary" и оставался в ней до тех пор, пока в нем не возникала потребность, либо он не разваливался от дряхлости.
Корабли могли оставаться в резерве длительное время (HMS Royal William, к примеру, находился в резерве 38 лет ( со спуска на воду в 1719, до 1757) и подвергались разрушительному воздействию разных факторов, прежде всего - сухой гнили.
Только благодаря усилиям уже известного нам адмирала Джорджа Энсона, привлекшего внимание Адмиралтейства к плачевному состоянию резервного флота, внимание к кораблям "in ordinary" повысилось и в 1755 году резерв насчитывал более 200 кораблей способных выйти в море (в сравнении с 97 - в 1753 году).

С судна, помещавшегося в резерв ("in ordinary") снимали практически весь рангоут и такелаж, оставляя только основные (нижние) мачты, артиллерию и корабельное имущество, не боящееся длительного воздействия влаги. над верхней палубой сооружали навес из парусины, или даже, стационарный эллинг. Команда списывалась на берег.


                                                         HMS Hastings "in ordinary"


Однако, резервное "законсервированное" судно оставалось на плаву, что отражалось на сохранности корпуса и требовало постоянного контроля и текущих ремонтов. Для надзора и обслуживания корабля назначалась "резервная команда": боцман, артиллерист, плотник и кок.
Находясь в резерве корабль, тем не менее, проходил плановые технические обслуживания и ремонты, подразделявшиеся на Большой (Large Repair), Средний (Middling), и Малый (Small).
Регламентные ремонтные работы и, вообще, содержание корабля в резерве было дорогим удовольствием - достаточно привести для примера такие цифры:

- строительство HMS Victory обошлось в 63000 фунтов (£);

- содержание и обслуживание HMS Victory в течение 13 лет в резерве на плаву в Чатеме обошлось казне в £ 21000 (за это время на корабле заменили 1/3 деревянных элементов и деталей).

Забегая вперед, скажу, что к 1803 году 38-летний HMS Victory перенес два больших и массу мелких ремонтов, при чем 19 лет провел в резерве и 2 года использовался как госпитальное судно.
Все это "не боевое" содержание корабля обошлось британской казне в £ 192000.
Однако, по мнению Адмиралтейства, использование больших линейных кораблей Первого ранга в мирное время было нецелесообразным.

Великая французская революция 1789 года покачнула и без того зыбкие устои мира в Европе. Опасаясь распространения революционных идей Австрия и Пруссия заключили оборонительный и наступательный союз, к которому постепенно присоединились почти все германские государства, а также Сардиния и Неаполь.
Тем более, что 20 апреля 1792 года Франция сама объявила войну Австрии...

1 февраля 1793 года, казнив Людовика XVI, революционная французская республика объявила войну Англии и Голландии.
Англия оказалась во главе анти-французской коалиции, не в последнюю очередь благодаря своему флоту, наносившему громадный ущерб колониям и торговле противника.

Для Флота Канала опять нашлась работа.

С началом волнений во Франции в 1789 году большая часть резервного флота Британии была направлена на патрулирование Канала.В числе этих кораблей был и HMS Victory, который еще в 1787 (с учетом политической обстановки) начали готовить к выводу из резерва и поставили на Большой ремонт.

Была произведена переустановка мачт (все три мачты были смещены  назад к корме: фок-мачта была перемещена на 2 фута (60см), грот-мачта на 1 фут (30 см), и бизань-мачта на 6 дюймов (15 см).) и обновление рангоута и такелажа.



           Рельные чертежи HMS Victory из собрания Национального Морского музея

                                              Чертеж 1759 года с подписью Т.Слейда


                                                      Чертеж для ремонта 1787 года

                                   Сравнение чертежей, показывающее смещение мачт.


Медную обшивку осмотрели и заменили окисленные листы.
Подняли мостки шкафутов, объединив их с палубами бака (форкастеля) и юта (квартердека) в одно целое. Произвели переоборудование печи камбуза.
Произвели покрасочные работы - борта окрасили в горчично - желтый цвет, фальшборта и бархоуты залили черной смолой. На корме под балконами галерей обновили имя корабля -  VICTORY (появившееся там в 1779 году).
Вооружение Виктори к этому времени состояло из 108 орудий:


Гондек             30 пушек     42-фн.
Мидельдек     28 пушек     24-фн.
Опердек          30 пушек     12-фн.
Квартердек     10 пушек        12-фн.
Форкастель      2 пушки        12-фн.
                          2 карронады     32-фн
Попдек             6 карронад     18-фн.

Совокупная масса бортового залпа составляла 1290 фунтов.

С началом войны в Европе, в декабре 1792 года, под флагом адмирала Сэмуля Худа (Samuel Hood) HMS Victory во главе эскадры из 25 линейных кораблей направляется в Средиземное море для поддержки действий союзников.
                                                            Адмирал Сэмуль Худ 
 
В феврале 1793 года корабль возвращается в Портсмут для пополнения запасов и июне того же года возвращается в Средиземноморье, где участвует в осаде Тулона.
В июле 1793 года английская эскадра Худа, объединенная с 24 испанскими кораблями появилась на рейде Тулона и предложила сдать город, что вызвало в городе подъем анти-республиканских сил. Флот Худа курсировал между Тулоном и Ниццей, демонстрируя свое присутствие, пока в августе 1793 года в Тулоне произошел контр-революционный переворот. Людовик XVII был провозглашен королем.
В порту Тулона находилось 58 французских, в т.ч. 30 линейных кораблей, из них 17 - готовых к выходу в море. Командующий французским флотом адмирал Трогофф (Trogoff), будучи убежденным монархистом и желая нанести ущерб республиканцам, счел за лучшее не сопротивляться англичанам и сдать флот.
27 августа на борту HMS Victory Худ принял делегацию французов. Тулон провозглашал возвращение к монархии и в виду того, что на юг шла республиканская армия, решил разоружить флот и передать его и укрепления под защиту адмирала Худа, при чём Худ поручился, что, по заключении мира, форты и корабли в целости будут возвращены Франции.

27 августа соединенный англо-испанский флот из 40 кораблей, под командованием адмиралов Худа и де Лангара (Juan de Lángara), вошел на тулонский рейд.


                                       Вход англо-испанского флота в Тулон, 1793 год.


Будущий герой Трафальгара - Нельсон, командовавший "Агамемнон"(HMS Agamemnon) в эскадре Худа, назвал мирное взятие Тулона "чрезвычайным приобретением"

                                                      
                                                         Молодой Горацио Нельсон

                    
                        Любимый корабль Нельсона - 64-пушечный HMS Agamemnon


В октябре Тулон был осажден республиканскими войсками, и 16 декабря они взяли возвышенные форты, которые господствовали над рейдом (командовал артиллерией республиканцев  молодой капитан Наполеон Бонапарт).


                                       
                                         Наполеон Бонапарт при осаде Тулона, 1793 год.
 
19 декабря союзный флот оставил Тулон, при чём Худ не выполнил своего обещания и хотел уничтожить арсенал, запасы пороха и флот, и только спешность отступления помешала ему выполнить это в полной мере. Тем не менее пол-города сгорело.



                        Уничтожение французского флота в Тулоне, 19 декабря 1793 года.


14 кораблей были сожжены, а 4 линейных корабля и 15 легких судов англичане увели с собой. 25 кораблей попали обратно в руки республиканцев. Было эвакуировано порядка 15000 жителей, опасавшихся расправы республиканцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий