пятница, 4 марта 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть II (окончание).

С первым плаванием HMS Victory связана еще одна загадочная история.

В некоторых литературных источниках можно встретить указание, что в 1778 году корабль нес дополнительные 10 6-фунтовых пушек на баке (форкастеле).

Подобную информацию можно найти в книге Джона МкКея " Анатомия корабля: 100-пушечный HMS Victory".



А в книге известной питерской исследовательницы парусного флота  Г. А. Гребенщиковой  "Линейные корабли 1-го ранга HMS Victory (1765) и HMS Royal Sovereign (1786)"  прямо говорится:

"...к началу кампании 1778 года адмирал Огастес Кеппель приказал заменить в нижнем деке HMS Victory 42-фунтовые пушки на более облегченные 32-фунтовые. Нагрузка значительно уменьшилась, и это позволило добавить на форкастеле десять 6-фунтовых пушек, а общее количество орудий довести до 110. Однако уже в следующем году вооружение HMS Victory стало прежним..."

При этом  Г. Гребенщикова ссылается на "известного исследователя HMS Victory" Джона МкКея и работы Питера Гудвина, английского инженера-исследователя в период 1991-2011, бывшего куратором корабля-музея HMS Victory.

Самое парадоксальное, что нигде более в доступной справочной литературе я не встречал упоминания о злополучных 10 пушках...

Джон МкКей (John McKay), канадский художник-иллюстратор, сделавший рисунки для нескольких книг по истории парусного флота был (в свое время) приглашен... Питером Гудвином (Peter Goodwin) для иллюстрации его книг по истории английского флота.
Будучи специалистом по использованию компьютерной программы AutoCAD,  МкКей (с благославения и при участии Гудвина) в 1987 году издает альбом чертежей, компьютерных эскизов и краткой истории корабля - "100-пушечный HMS Victory" в серии "Анатомия корабля".
Работа спорная, содержащая (по свидетельству самого же МкКея) массу ошибок и недоработок (что не удивительно, если учесть - МкКей работал в Ванкувере (Канада) и ни разу не был на реальном HMS Victory в Портсмуте). Тем не менее, его книга выдержала несколько переизданий и на сегодня является одним из основных признанных источников информации об устройстве знаменитого парусника.

Попробуем разобраться в этой истории, вооружившись историческими фактами.

Мы уже упоминали, что в феврале 1778 года разгорелся очередной конфликт между Англией и Францией. Франция, подписавшая договор о союзе и торговле с США, потребовала того же от Англии. Англичане обратились к США с мирными предложениями, но конгресс требовал полной независимости. Франция обязалась не складывать оружия, пока Англия не признает независимость США, и вступила в войну против Англии.

Королевский флот Британии жил представлениями предыдущей войны, Семилетней, в которой одерживал относительно легкие победы. Однако, за прошедшие 19 лет, оба противника изменились. Французский флот был переоснащен, реорганизован и подготовлен лучше чем когда-либо. Британский же был расколот, как и все общество, политическими пристрастиями и глубинными разногласиями. Кроме того, он страдал от коррупции и некомпетентного руководства...

Как и в былые времена, первые столкновения проходили в Канале, как именовали Ла-Манш, т.е. война начиналась на море, и от эффективности флота во многом зависел ее ход.

Для дооснащения Флота Канала (официально - Западной эскадры) и был привлечен в качестве флагмана HMS Victory. Командующим Западной эскадрой был назначен адмирал Кеппель.

Огастес (Август) Кеппель (1725-1786), отпрыск старинной семьи вигов (представителей английской либеральной оппозиции) с десятилетнего возраста подвизался на флотской службе.
В 15 лет он  был назначен на HMS Centurion и попал в кругосветную экспедицию Дж.Энсона (будущего Первого Лорда Адмиралтейства, одного из "отцов" Victory).
К 19 годам Кеппель уже получил звание коммандера (соответствует капитану 2-го ранга), а в 22 получил под команду  HMS Maidstone.



Несмотря на столь стремительную карьеру, Огастес "звезд с неба не хватал" - свой первый корабль он посадил на мель в боевой обстановке.
В 1761 году, командуя эскадрой при оккупации острова Бель-Иль, хотя и справился с задачей, но во многом благодаря тому, что французский флот был блокирован в Бресте, и англичане, фактически, господствовали на море.
Став членом Адмиралтейского комитета, в 1770 году был произведен в контр-адмиралы. В том же году был назначен командовать эскадрой во время Фолклендского инциндента, но благодаря мирному решению конфликта, так и не поднял свой флаг...

По политическим пристрастиям (ох уж эта вездесущая политика) и семейным связям Кеппель был твердым приверженцем вигов — партией, отстраненной в тот период от власти. Поэтому, получив Западную эскадру, адмирал пошел в море в уверенности, что правительство, и особенно Первый лорд Адмиралтейства Сэндвич, желают ему поражения...

И вот, получив в свое распоряжение 100-пушечный линейный корабль Первого ранга HMS Victory, Кеппель меняет 30 42-фунтовых пушек на гондеке на 32-фунтовые.

Но Victory отправляется в первое плавание. Еще не известны ее мореходные и боевые качества. По-этому, действия Кеппеля по изменению артиллерийского парка корабля представляются самоуправством:

- корабль построен по проекту, составленному самим Сюрвейером флота по заказу и по утверждению Адмиралтейства;

 - артиллерия корабля сформирована в строгом соответствии с регламентами по схеме 30-28-30;

 -  изменение качественного состава артиллерии влечет изменение распределения весов. При этом, облегчение нижней орудийной палубы за счет установки более легких 32-фунтовых пушек смещает центр тяжести корабля вверх, что нарушает его остойчивости.

Напрашивается вопрос - а почему, собственно, Кеппель решил сменить 42-фунтовые пушки на 32-фунтовые, снизив, тем самым, мощность суммарного бортового залпа ?

Посчитаем:
42-фунта - 32-фунта = 10 фунтов.
При 30 пушках на гондеке, на борт приходится 15.  
15 умножить на 10 фунтов = 150 фунтов снижения веса суммарного бортового залпа.

Об этом, кстати, пишет МкКей :

...The change resulted in a drop in broadside weight of 150 pounds... (замена дала в результате падение веса бортового залпа на 150 фунтов).

Но Кеппель знал, что в 1747 году проводились тестовые стрельбы, которые показали, что 32-фунтовые пушки являются оптимальными для флота, превосходя по таким параметрам, как скорострельность, весовые и эксплутационные характеристики, численность обслуги, 42-фунтовые пушки.

По-этому Кеппель и производит замену пушек гондека более эффективными.

И вот тут, позволю себе конспирологическую ремарку.
Как говорится: где "а", там и "б" - реально предположить, что Кеппель все таки решил компенсировать потерю мощности залпа установкой на баке 6-фунтовок для стрельбы малым калибром по верхним палубам противника - по абордажной команде...

Увы, никаких свидетельств этому факту пока не найдено.
То, что написал МкКей, скорее всего написано с подачи П. Гудвина, который руководил проектом МкКея и снабжал его материалами...
А вот откуда это выкопал Гудвин ?
Во всяком случае, Г. А. Гребенщикова ссылается на книгу П. Гудвина "HMS Victory", которая вышла через 10 лет после Анатомии МкКея... Но тут Гудвин, по всей видимости, уже просто оправдывает написанное МкКеем и пропущенное ( в свое время) и автором, и куратором (Гудвином)...

Но вернемся к историческим фактам.

9 июля 1778 года флагман Кеппеля - "Виктори" во главе эскадры выходит из Спитхеда.
Командует Виктори 1й капитан Дж.Кемпбелл - давний друг Кеппеля (они подружились еще на HMS Centurion (Кемпбелл и Кеппель были тогда еще  мичманами).
Вторым капитаном Виктори назначили Дж.Фолкнера (он командовал HMS Furnace в эскадре Кеппеля в 1758 году в битве при Горе (Capture of Goree)).

23 июля у острова Уэссан эскадра Кеппеля столкнулась с французским флотом. Французы не были настроены на бой, но то ли плохая погода, то ли неудачное маневрирование сделали боестолкновение неизбежным...
27 июля Кеппель, наконец-то, догнал уходящую французскую эскадру и попытался завязать бой.
И тут удача изменила Кеппелю. Французам удалось совершить разворот и пройти сквозь английские боевые порядки, только обменявшись артиллерийскими залпами.
Погоню Кеппель поручил командующему дивизионом вице-адмиралу Паллисеру, но тот то ли не понял команды, то ли не захотел ее исполнять...



Собственно боевое столкновение оказалось в лучшем случае стычкой "в одно касание". Французы понесли больше потерь в людях, от попаданий в корпус. Англичане наоборот имели больше повреждений, в основном от стрельбы французов по рангоуту. "Виктори" получил серьезные повреждения рангоута, в частности фок-мачты.

Во многом это был равный бой. Обе стороны заявили, что одержали верх.
Но ни британский флот, ни публика не ожидали подобного результата. То, что Кеппель не достиг решительной победы, воспринималось как провал. Разразился крупный политический скандал.
Между Кеппелем и Паллисером возникла вражда, вылившаяся в несколько военно-полевых судов. Паллисер был вынужден уйти с флота.
В свою очередь и Кеппель "огреб по полной" - в марте 1779 его сняли с командующего флотом...
Этому способствовал и конфликт между Кеппелем и Адиралтейством, чиновников которого Кеппель считал мошенниками и злодеями, ответственными за плохое состояние флота (а Паллисер, был членом Адмиралтейств-коллегии).

После такого бесславного финала начинания Кеппеля были упразднены, в частности в 1779 году при ремонте HMS Victory 32-фунтовые пушки на гондеке были вновь заменены 42-фунтовыми.

Но если смена пушек на гондеке была официально задокументированной, то ВОЗМОЖНАЯ установка 10и  6-фунтовок на баке (я опять возвращаюсь к конспирологической версии), уж точно была личным экспериментом Кеппеля...
Потому-то пушки втихаря убрали и сочли за лучшее - вообще о них не упоминать.

Любопытно было бы по этому вопросу почитать записки капитана Кемпбелла - если таковые существуют в природе...

Такая вот версия...

Комментариев нет:

Отправить комментарий