среда, 25 августа 2021 г.

Mодель двухмачтовой марсельной шхуны.Часть 24 - 2.

 КОРАБЕЛЬНЫЙ КОЛОКОЛ.

Первыми колокола на корабле стали использовать английские мореплаватели в XV—XVI веках для обозначения времени и для подачи сигналов в случае плохой видимости. Такие колокола получили наименование "корабельный (судовой) колокол" (ship's bell).
Большинство исследователей считают, что первый корабельный колокол появилась на "Пеликане" (Голден Хинд) Френсиса Дрейка в 1577 году.



Для фиксации времени вахты, английским уставом корабельной службы предписывалось бить в колокол (отбивать время) каждые полчаса.
Сутки разбивали на 6 смен по 4 часа каждая.
Первые полчаса смены отбивали одним ударом, первый час — двойным ударом. Каждые последующие полчаса и час добавляли по одиночному и двойному удару, соответственно.
Таким образом начало каждой смены (в 00:00, 04:00, 08:00, 12:00, 16:00 и 20:00) обозначали восемью ударами судового колокола (4 сдвоенных удара).
По этим судовым часам строили весь распорядок на корабле. Подобное расписание сохранили на флотах многих государств.



В русскоязычной терминологии за корабельным колоколом закрепилось название "рында".
Это название происходит от английской команды "ринг бэлл"(Ring a bell!), т.е."бей в колокол!", которая подавалась перед ударом в колокол.
Команда пришла на русский флот вместе с английским морским уставом, который в начале XVIII века вместе с реформами Петра I лег в основу "Морского устава" 1720 года."Ринг бэл" постепенно трансформировалась в устах русских моряков в "рынду бей!". А за корабельным колоколом закрепилось название "рында".



В отличие от англичан, на русских кораблях в рынду для обозначения времени "бьют склянки" (каждые полчаса -пол-склянки, час - склянка ). Так же в рынду бьют для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Восемь ударов в рынду (четыре склянки) обозначают полдень.

По морскому обычаю, колокол отливали вместе с наименованием корабля (зачастую с годом спуска на воду), на котором колокол подразумевали использовать. Если судно меняло наименование, на нём оставляли старый колокол со старым наименованием. Эта традиция не раз помогала идентифицировать затонувшие суда. 


С корабельным колоколом связано еще несколько морских традиций.

Родившегося на корабле ребёнка крестили в судовом колоколе, при этом имя ребёнка могли выгравировать на самом колоколе.

Умершего на корабле моряка почитали восемью ударами судового колокола, означающими "конец вахты". В английском языке словосочетание "Eight Bells" ("восемь ударов колокола") является фразеологизмом к слову "некролог".

В старину шестнадцать ударов корабельного колокола объявляли о наступлении Нового года. Ровно в полночь 31 декабря, самый старший по рангу моряк, находившийся на корабле, звонил в колокол восемь раз. За ним самый младший матрос звонил ещё восемь раз.

На морских судах, дополнительно звонят как "лодочные гонги" "boat gongs" для офицеров и сановников, приходящих или оставляющих судно, в эквиваленте номера члена команды, к которому посетитель прибывает.



На большинстве судов после 1660 года корабельный колокол располагают в корабельной колокольне (Ship's Belfry). Обычно это одно-арочная (иногда более сложная), расположенная, чаще всего, на полубаке или рядом с ним.



Для своей модели двухмачтовой марсельной шхуны в масштабе 1:115 корабельный колокол я решил выточить из дерева.



Обрабатывая с помощью скальпеля, надфилей и наждачной бумаги рейку квадратного сечения, придаю заготовке форму колокола. Окрашиваю колокол акрилом под бронзу.



Затем высверливаю внутреннюю полость будущего колокола, куда вклеиваю нить, имитирующую рынду-булинь (короткий плетеный конец с кнопом, привязанный у языку колокола и служащий для производства удара колокола). Верхний конец нити будет использован для крепления колокола в колокольне.



Корабельную колокольню изготавливаю из тонких бамбуковых реек. Рейку для арки изгибаю на разогретом паяльнике. Колокольню совмещаю с битенгом, для крепления снастей такелажа.

 

Колокольню с укрепленным в ней колоколом размещаю на переднем срезе кормовой надстройки




 

Видео о моделировании колокола и колокольни можно посмотреть на ЮТуб-канале SHIPBUILDER в видео "Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 20." начиная с 5:17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий