Недавно мне в руки попал материал английского журналиста Ромми Стотта "Скандальное решение засолить адмирала Горацио Нельсона в бренди". Изложенные в статье факты показались мне интересными и послужили основой для еще одной части моего повествования об истории легендарного флагмана адмирала Нельсона.
Контр-адмирал сэр Горацио Нельсон
( Лемюэль Фрэнсис Эбботт,1799).
Личность вице-адмирала Горацио Нельсона, командовавшего британским флотом с борта своего флагмана - 100-пушечного линейного корабля первого ранга HMS Victory в знаменитом Трафальгарском морском сражении против объединенного франко-испанского флота 21-23 октября 1805 года, на сегодняшний день настолько значительна, что в опросе BBC 2002 года адмирал занял девятое место в списке 100 величайших британцев, пропустив вперед Елизавету I, Сэра Уинстона Черчилля, Дарвина, Шекспира, Ньютона, Брюнеля, Леннона и Леди Ди.
Его памятник на Трафальгарской площади - знаменитая "колонна Нельсона" 169 футов высоты, окруженная огромными медными львами, является такой ключевой британской эмблемой, что Гитлер планировал забрать ее в Берлин в качестве трофея после завоевания Лондона.
Колонна Нельсона
В островной империи, коей являлась Британия в начале 19-го века, военно-морской флот был центральным элементом национальной гордости и экономической безопасности.
В свою очередь, Горацио Нельсон, пришедший на флот в 12-летнем возрасте до Трафальгара не был слишком известен. До 30 лет он служил на судах в Вест-Индии, достигнув звания капитана и нажив себе немало врагов в лице морских и сухопутных чиновников, кормившихся от контрабанды.
Вернувшись в Англию, в 1793 году, с началом войны против Франции, Нельсон получил должность капитана линейного 64-пушечного корабля "Агамемнон" в составе Средиземноморской эскадры адмирала Сэмюэля Худа.
Проявив себя способным, смелым и решительным командиром корабля, хорошо владеющий приемами морской тактики, Нельсон за 6 лет поднимается по служебной лестнице до чина контр-адмирала синей (первичный флагманский ранг), а затем и красной эскадры (командующий арьергардом адмиральской эскадры).
Ранение Нельсона при блокаде Кальви
в январе 1794 года
В боях Нельсон потерял правую руку и получил повреждение правого глаза, но не оставил службы.С 1803 года в чине вице-адмирала Нельсон командовал Средиземноморской эскадрой.
Горацио Нельсон зарекомендовал себя истинным офицером, продвигавшим по службе людей воевавших, а не отсиживавшихся в тылу, не взирая на политические связи. А непрекращающийся и вопиющий внебрачный роман с женой английского посла леди Эммой Гамильтон добавил к его подвигам нотку скандальной романтики...
И вот, 21 октября 1805 года в ходе Трафальгарского сражения блестящий Нельсон на квартердеке своего флагмана HMS Victory был смертельно ранен французским снайпером, стрелявшим с марса 74-пушечного двухдечника Redoutable, с которым корабль Нельсона свалился в абордаже. Мушкетная пуля, выпущенная с расстояния 15 метров, пробила золотой эполет адмирала, прошла через плечо, раздробила позвоночник и пробила лёгкое, наполнив его кровью.
Нельсона отнесли в судовой лазарет, где уже была масса раненых, при этом он накрывает себе лицо платком - чтобы экипаж не догадался, что ранен сам адмирал...
Смертельно раненый адмирал Нельсон.
С точки зрения тогдашней медицины, ранение Нельсона было изначально смертельным. Анестезия в хиругии еще не применялась (работы Пастера по теории микробов и разработки Листера по антисептической хирургии появятся лет через 50).
На военном флоте хирургию, зачастую, практиковали цирульники (парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии),большинство которых были, по сути, скандалистами, крепкими парнями, которые могли удерживать или нокаутировать вас, пока пилили и шили...
Однако хирург HMS Victory Уильям Битти оказался исключительно компетентным: в Трафальгаре выжили 96 из 102 пострадавших, которых лечил Битти, в том числе 9 из 11 человек с ампутированными конечностями. И это при том, что Битти находился в маленькой плохо освещенной каюте на корабле, ведущем бой, а затем попавшем в ураган. Что еще хуже, он был недоукомплектован медикаментами и требуемым оборудованием.
Сэр Уильям Битти, хирург HMS Victory
При этом стоит заметить, что ирландское происхождение Уильяма Битти, несмотря на сложные англо-ирландские отношения, не сказалось на его отношении к английским морякам (только четверть британских моряков в Трафальгаре были ирландцами, они в основном ограничивались низшими чинами).
Но так или иначе, Битти не смог ничего поделать - спустя несколько часов, выслушав доклад о победе флота в сражении, Нельсон скончался...
Место смерти Нельсона в трюме HMS Victory
Известие о победе Британского флота и смерти Нельсона дошло до Лондона за 16 дней. Воодушевленная и скорбящая Англия с нетерпением ждала своих героев домой.
Два месяца, покуда HMS Victory ремонтировался в Гибралтаре, а затем своим ходом следовал к родным берегам Англия пребывала в безумии.
Плакат, возвещающий Трафальгарскую битву и гибель
"самого известного, самого храброго и когда-либо
оплакиваемого героя адмирала лорда Виконта Нельсона"
"Таймс" ежедневно публиковала статьи о кончине Нельсона и о продвижении его корабля, хотя почти ничего не сообщала, кроме предположений. Ведь очевидцы все еще были в море, а электронной связи еще не было.
Представители общественности написали так много стихотворений на смерть героя, что газете пришлось попросить их прекратить присылать стихи.
Хотя никто в Англии еще не знал, что произошло в последние минуты жизни Нельсона, театр Друри-Лейн каждую ночь устраивал инсценировки.
На хирурга Битти легла печальная и почетная обязанность - сохранить тело погибшего Нельсона для захоронения его на родине в Англии.
Хранение ценного трупа или научного образца при транспортировки не было чем-то необычным в 1800-х годах. В качестве предшественника современной практики бальзамирования использовали помещение в спирт.Эта практика не была обычным явлением, тем не менее, многие причастные были знакомы с этой идеей. Широко было известно, что лучший способ сохранить тело - это военно-морской ром.
Бочка, в которой тело Нельсона прибыло в Англию
Но Битти на собственный страх и риск поместил тело адмирала в бочонок со "спиртным напитком" (бренди и этанолом), противопоставив себя общепринятому мнению. Как ученый, он знал, что у тела Нельсона больше шансов выжить в путешествии, если он использует самый крепкий спиртной напиток, имевшийся на борту..
Но если это не сработает - а не было никакой гарантии, - стандартный ром был бы политически более безопасным выбором.
Поврежденный в битве HMS Victory
буксируют в Гибралтар
Тяжелый переход из Гибралтара занял 7 недель и лишь 4 декабря 1805 года HMS Victory (с телом Нельсона, помещенным в бочку с брэнди, на борту) прибыл в Спитхед, где уже стоял на якоре другой участник битвы HMS Temeraire. Из-за переоборудования рангоута и неблагоприятных ветров корабль с телом Нельсона только 22 декабря прибыл в Ширнесс.
Каждый прибрежный город на юге Англии был начеку, чтобы орудийными салютами, парадами ополченцев и уличными драпировками из черного крепа встретить корабль Нельсона, если он сделает остановку в их порту...
Импровизированные усилия Битти смогли замедлить разложение трупа Нельсона, но не остановили процесс полностью. Тело медленно гнило. Через две недели путешествия из-за давления газа крышка бочки взорвалась...и напугала моряков караула - они решили, что Нельсон вернулся к жизни и пытается выбраться.
Из Ширнесса в Гринвич, к месту захоронения тело Нельсона должы были транспортировать на яхте Chatham.
Входной билет на похороны Нельсона
Чтобы подготовить тело к захоронению, Битти достал из бочки несколько испорченные останки Нельсона, завернул их в чистое белье и перенес в свинцовый гроб, снова наполненный бренди, камфарой и миррой.
В ходе переноса тела из бочки в гроб Битти провел вскрытие, во время которого он извлек мушкетную пулю и кусок золотого эполета - доказательство того, что Нельсон получил ранение в плечо до того, как пуля попала ему в позвоночник. Битти удалил также мягкие ткани живота, разлагавшиеся быстрее других.
Хотя Битти позже утверждал, что труп был в идеальном состоянии, и он, и капеллан, участвовавший в операции, написали письма своему начальству, указав,что лицо к тому времени было слишком ужасным для публичной демонстрации.
Изображение «Большой похоронной машины» Нельсона.
В Гринвиче тело Нельсона переложили в деревянный гроб (Битти осторожно проследил, чтобы кожа Нельсона не упала на глазах у всех) и в закрытом гробу на "Большой похоронной машине" торжественно доставили в лондонский собор Святого Павла в специально подготовленную гробницу. Похороны героя обошлись Лондону в 1,2 миллиона долларов с поправкой на инфляцию.
Могила Нельсона в соборе Святого Павла в Лондоне.
Уильям Битти стал знаменит - труп Нельсона провел на поверхности земли 80 дней без охлаждения.
Однако люди задавались вопросом (иногда прямо в лицо Битти) - почему он использовал бренди вместо общепризнанного рома ?
В бесчисленных печатных отчетах говорилось, что Битти действительно употреблял именно ром.Появился популярный сленг: морской ром теперь называли "Кровью Нельсона".Родилась не нашедшая подтверждения легенда о том, что бочка (через тайно проделанное отверстие) была выпита матросами до нуля во время путешествия.
В 1807 году Битти дал отпор домыслам, выпустив бестселлер "Подлинное повествование о смерти лорда Нельсона", в котором авторитетно сообщал, что все его решения были исключительно умными, и, кстати, лучшим выбором был бренди :
"...было обнаружено, что по прибытии HMS Victory в Англию преобладало очень общее, но ошибочное мнение, что ром предохраняет мертвое тело от разложения гораздо дольше и лучше, чем любой другой спирт, и поэтому его следовало бы использовать: но факт остается фактом - есть несколько видов спиртных напитков, которые намного лучше рома; и поскольку их пригодность в этом отношении проистекает из степени их крепости, от которой зависит только их антисептическое качество, бренди превосходит их. Однако винный спирт, безусловно, лучший, если его можно достать...".
Книга Битти стало основным источником для историков, интересующихся последними минутами жизни Нельсона.
Битти умер богатым, будучи произведенным в рыцари и став королевским врачом.
Тем не менее, связь Нельсона с ромом остается прочной: несколько ликероводочных компаний продают бутылки пряного рома, названного в честь адмирала, "замаринованного в бренди". По всей Англии до сих пор есть пабы под названием The Lord Nelson.
Что касается убийственного мушкетного шара, капитан HMS Victory Харди позволил Битти оставить его себе на удачу.Тот использовал его как брелок для часов всю оставшуюся жизнь. Когда Битти умер в 1842 году, его семья подарила "смертельную пулю Нельсона" королеве Виктории. Она хранится в большом вестибюле Виндзорского замка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий