На верхней палубе парусного судна сосредотачивается все оборудование, потребное для корректного управления кораблем.
На своей модели двухмачтовой марсельной шхуны в масштабе 1:115 я уже изготовил и установил палубные люки и их крышки, трапы, якорное оборудование и элементы крепления такелажа, корабельные пушки, помпы.
Прежде чем перейти к изготовлению и установке рангоута, надо дополнить оборудование палубы еще двумя важными элементами.
НАКТОУЗ.
Начинающие судомоделисты иногда путают или считают одним и тем же компАс и нактоуз.
Компас - производное от итальянского compassio (буквально - "измерять шагами") - устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.
На судне компАс (именно так, с ударением на последнем слоге, называют прибор моряки) используют для измерения относительного направления на объект, по морским и наземным ориентирам, т.е. для прокладки курса. Также с помощью компАса рулевой выдерживает заданный курс, а капитан и штурман контролируют его.
Изобретенный в Китае еще в 200 году до н.э. прибор, в котором свободно вращающаяся стрелка из намагниченного материала,постоянно указывает на север не менял своего принципиального устройства на протяжении веков.
Воткнув намагниченную иглу в кусочек пробки, тростника или даже соломинки и поместив это нехитрое приспособление в котелок с водой, мореходы определяли посреди моря стороны света и находили дорогу к дому.
В XIII веке на смену часто выплескивавшемуся котелку с водой пришел компас с сухим котелком, а главное - с прикрепленной к стрелке картушкой - небольшой кружок из немагнитного материала вместе с жестко прикрепленной к нему магнитной стрелкой свободно вращался на острие вертикальной иглы. Сверху на картушку наносили четыре главных румба: Норд, Ост, Зюйд и Вест, - да так, чтобы Норд точно совпадал с северным концом стрелки. Дуги между главными румбами делили на несколько равных частей ( в окончательном варианте румбов стало 32). Привычную нам конструкцию магнитный компас приобрел в XIX веке.
Судну, которое намеревалось проводить несколько месяцев в открытом море вдали берега, нужно было нести несколько таких важных, но деликатных приборов, как компас. В 1688 типичное судно Первого Ранга было имело их 12, а в 1795 не менее 8.
При этом несколько компасов размещались рядом с рулевым постом, на котором также находились штурманские карты и прочее оборудование для прокладки и контроля курса судна.
Еще несколько компасов (скорее всего - переносных) находились в адмиральской и капитанской каютах, что позволяло этим должностным лицам контролировать курс не выходя на палубу. Подобные компасы выдавали и флаг-офицерам (эти компасы хранились в кают-компании).
Рулевой компас находился в пределах доступности от рулевого, на открытой палубе. Его приходилось защищать от ветра и дождя, и других рисков, а также освещать ночью. Для обеспечения сохранности и свободного доступа к компасу на рулевом посту устанавливался специальный шкаф, получивший название "нактоуз"( от голландского nachthuis - "ночной домик"). Англичане именуют нактоуз - binnacle.
Появившись в XV столетии, к XVII веку нактоуз представлял собой деревянный короб, разделенный на два-три отделения. При его изготовлении не использовались железные гвозди, которые могли вызвать погрешность показаний.
Боковые отделения, в которых стояли компасы, были оборудованы смотровыми стеклами. Среднее отделение со стороны рулевого было закрыто глухой стенкой, что бы не ослеплять рулевого, по-скольку в нем находился фонарь, освещавший компасы ночью.
Компасы были закреплены в отделении низко, что бы рулевой мог смотреть на них сверху.
В нактоузе стояли два рулевых компаса (с каждого бока), т.к. рулевой мог находиться с любой стороны штурвала.
Над компасами в выдвижных ящиках хранились подзорные трубы, часы и другое навигационное оборудование.
Позднее суда обычно имели 2 нактоуза: один на верхней палубе - для рулевого, второй - в пределах видимости парусов на квартердеке - для старшины рулевых или лоцмана. В середине XVIII века встречались три нактоуза. В XIX веке появились специализированные нактоузы башенного типа.
Для своей модели двухмачтовой марсельной шхуны в масштабе 1:115 я изготовил простенькую имитацию нактоуза - шкаф со сдвижной дверью, внутрь которого поместил модель компаса, изготовленную из отрезка зубочистки.
На верхнюю круглую плоскость "компаса" я наклеил бумажную "картушку", а сверху капнул лак, имитируя стекло.
При креплении нактоуза на палубе при помощи тросов, я использовал, как и положено, немагнитные латунные обухи.
Нактоуз располагаю перед румпелем руля с таким расчетом, что бы рулевой мог видеть компас.
Видео о моделировании компаса и нактоуза можно посмотреть на ЮТуб-канале SHIPBUILDER в видео "Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 20." начиная с 3:52
Комментариев нет:
Отправить комментарий