воскресенье, 5 марта 2017 г.

Mодель двухмачтовой марсельной шхуны.Часть 12.

РУЛЬ.

В раннем средневековье направление движения судна задавалось при помощи рулевых весел.
Начиная с ХІІІ века в употребление повсеместно входит специальная рулевая доска, шарнирно закрепленная на ахтерштевене. Практически не изменившись, данное устройство, получившее название "наваррский руль", дошло до наших дней.
"Наваррский руль" состоял из двух деталей: основы - рудерписа  и плоской поверхности - пера руля.
Рудерпис был такой же толщины, что и ахтерштевень. Для облегчения вращения его края были закруглены. Перо руля было несколько толще рудерписа.

  Руль навешивали на ахтерштевне при помощи штырей, установленных на оковках - ребрах руля  и заходивших в рулевые петли ахтерштевня. Обычно ребра со штырями, а также петли на ахтерштевне были железными; в середине ХVІІІ в. англичане выполняли их из сплава меди. Для защиты от древоточцев руль обшивали дополнительными досками.

                                          Соединение румпеля с балером руля. Каравелла, XV век.

Верхний конец рудерписа - баллер  через отверстие в корме - гельмпорт  проходил внутрь судна. Баллер был квадратной формы с несквозным отверстием для установки румпеля.
Румпель представлял собой балку (иногда изогнутую), которой, как рычагом поворачивали перо руля.

 На малых судах румпель поворачивали вручную или при помощи штуртросов, крепившихся к рымам на конце румпеля и проходивших через блоки штурталей.
На больших судах изначально применяли колдершток - вертикальную балку, вставлявшуюся в отверстие на передней части румпеля, шедшего под бимсами средней палубы. Колдершток поднимался до уровня главной палубы, где проходил через шарнир и выходил в рулевой пост. Рулевой, качая колдершток от борта к борту, управлял движением судна.

Позднее, на смену колдерштоку пришло рулевое колесо - штурвал.
Румпель шел под бимсами средней палубы и на конце поддерживался полукруглым деревянным сектором, укрепленным на бимсах. Конец румпеля заканчивали изогнутой железной обоймой, которая скользила по сектору. Облегчала скольжение железная полоса, которую при необходимости смазывали маслом или мылом. Румпель поворачивали двумя тросами - штуртросами, закрепленными на рымах румпеля.
Штуртросы проходили через направляющие блоки, установленные по бортам под второй палубой, и через отверстия в палубе и квартердеке наверх к штурвалу, где наматывались на барабан штурвала пятью шлагами. Железная или медная ось баллера поддерживалась двумя вертикальными опорами. На концах оси, выходивших из опор, ставили штурвальное колесо с ручками по окружности — шпорами.

Американская двухмачтовая марсельная шхуна "Hannah", послужившая прототипом для строящейся модели в масштабе 1:115, была оборудована простейшим румпельным рулем, приводившимся в движение вручную.

Руль делаю из кусочка старой деревянной линейки.
Наношу на заготовку контуры детали, обрезаю до нужных размеров и шлифую.





Затем вскрываю морилкой под мореный дуб.

Доски пера руля соединялись металлическими поперечными пластинами, которые опоясывали все перо.
В передней части на соединении пластин имелись втулки, в которые вкладывались штифты, которыми перо входило в зацепление с петлями руля, крепившимися к ахтерштевеню.

Пластины со штифтами - так называемые крючья руля имитируем полосками фольги, которые наклеиваем на перо руля в требуемых местах, перпендикулярно передней его части (рудерпису).



Пластины крепились к перу руля металлическими болтами.
Эти крепления имитируем, накалывая иглой.

В верхней части рудерписа (балере), который проходит через гельмпорт в кормовую часть и поднимается выше палубы кормовой надстройки, делаем проем для румпеля.


Ввиду малого размера модели, ее руль делаем неподвижным, соединяя перо руля с ахтерштевенем металлическими штырьками.


Штырьки делаем из обычных булавок (они режутся бокорезами) и вклеиваем в предварительно просверленные в ахтерштевене отверстия.
Штырьки должны быть перпендикулярны  ахтерштевеню.

Петли руля имитируем из фольги также, как и соединительные пластины пера. При этом полоска фольги должна полностью покрывать штырек, выступающий из ахтерштевеня.
После наклейки петель, накалываем имитацию крепежных болтов.


Срезаем лишнюю фольгу со штырьков. Штырек должен войти в перо руля на требуемую глубину, а оставшаяся часть полоски фольги должна прикрыть штырек. имитируя шарнир руля.


Устанавливаем перо руля на клей.

Видео о создании руля можно посмотреть тут: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 13.

3 комментария:

  1. Здравствуйте, смотрел ваше видео по изготовлению руля, возник вопрос откуда взят чертеж (3d) шхуни в вступительной части видео.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, все изображения брались из Гугла (свободный доступ)и при необходимости подвергались доработке в графическом редакторе.

      Удалить
    2. Тоже делаю модель шхуны из подручных материалов. Сейчас нахожусь на этапе проклейки чистовой обшивки ниже бархоута. Ваши видео и публикации очень помогли. Если можно буду иногда обращаться за советами.

      Удалить