Часть VIII. "Save The Victory" (Спасти Виктори).
Итак, 12 января 1921 года HMS Victory - легендарный флагман адмирала Нельсона в Трафальгарской битве, корабль, которому исполнилось 157 лет встал на свою последнюю стоянку - в сухой док № 2 Портсмутской верфи.
HMS Victory в доке Портсмута. Рисунок Уильяма Лайонела Уайли
Даже первичный осмотр подводной части корабля подтвердил самые худшие опасения.
Еще в 1886 году адмирал сэр Эдвард Сеймур ( Edward Hobart Seymour) заявил, что "не видел более гнилого корабля, борта которого он мог бы проткнуть тростью во многих местах". За последующие 50 лет HMS Victory еще более одряхлел. Столкновение 1903 года, даже не смотря на последующий ремонт, состояния корпуса не улучшило.
Предполагавшееся восстановление легенды британского флота требовало огромных средств, которых у Адмиралтейства измученной войнами и внутренними проблемами страны не было.
Президент Общества Морских Исследований (The Society For Nautical Research - SNR) созданого в 1910 году маркиз Милфорд-Хейвен проведя консультации в Адмиралтействе, в апреле 1921 года сообщал членам SNR:
"...почетная морская реликвия HMS Victory, уже не может пребывать на плаву и нуждается в немедленном внимании...Адмиралтейство...не имеет свободных средств на восстановительные работы такого рода. По-этому, чтобы сохранить флагман Нельсона, нужно привлекать частных инвесторов...".
Члены Комитета согласились, что "необходимо произвести оценку средств, требуемых для сохранения HMS Victory в качестве национального достояния".
Это положило начало процессу, сохранившему корабль, в котором SNR выступило в роли финансового и технического консультанта.
В День Трафальгарской битвы в 1922 году SNR был открыт фонд "Спасти Victory" (Save The Victory Fund (STVF). Первым Председателем фонда стал адмирал сэр Довентон Стард (Doveton Sturdee) - герой морских сражений Первой мировой войны, разгромивший германскую эскадру фон Шпее (включая броненосные крейсера SMS Scharnhorst и SMS Gneisenau) в сражении при Фолклендских островах 8 декабря 1914 года.
Сбор средств на восстановление HMS Victory (несмотря на известность корабля и солидное представительство Фонда, в оргкомитет которого входили известные бизнесмены, творческие работники, общественные деятели, в том числе пэры и Верховные комиссары Австралии, Канады и Новой Зеландии) шел очень медленно. Только великодушие мецената Джеймса Кейрда (James Caird ) позволило начать работы в 1923 году.
Средства поступали от самых различных проектов : от сборов в лондонских театрах, от продажи в сувенирных киосках SNR в Портсмуте медали "HMS Victory", изготовлявшейся из меди, снятой с корабля во время ремонта.
В 1923 году секретарем SNR Джеффри Каллендером был снят фильм "The Romance of HMS Victory" с участием актеров Alhambra Theatre с Лестер-сквер.
Ежедневный доход составил порядка 130 фунтов. К 1925 году сэр Довентон Стард сообщил руководству SNR о собранной сумме в 100 тысяч фунтов.
На момент окончания восстановительных работ было потрачено 105550 фунтов, из которых 100143 пошли нtпосредственно на ремонтные работы и только 3756 фунтов - на организационные и научно-исследовательские мероприятия.
В то время, как продолжался сбор средств, при Обществе морских исследований (SNR) был создан Технический комитет (Victory Technical Committee), состоявший в основном из членов Общества, поставивший перед собой задачу - восстановить HMS Victory в том виде, в каком он участвовал в Трафальгарском сражении (Trafalgar condition).
Было предпринято тщательное исследование того, как именно должен выглядеть корабль.
Требовалась разработка точных планов Виктори в нынешнем и предполагаемом состоянии.
Для восстановления облика корабля был использован коплект чертежей, сделанный (предположительно) для "большого ремонта" (1787 декабрь - апрель 1788) из Архивов Адмиралтейства.Кроме того использовались судовые журналы, записи и воспоминания бывших моряков и ремонтников, прочие материалы.
По свидетельству одного из участников работ - информацию собирали буквально по крупицам. В результате (как показывают современные исследования) был допущен ряд ошибок в отображении конструкции корабля таковой, какой она была в 1805 году. Но об этом - разговор отдельный...
К 1924 году SNR выработало перспективное мнение о том, что фонд "Спасти Victory" (Save The Victory Fund (STVF) должен продолжать работу и после окончания реставрации, перенеся средства, оставшиеся от ремонта и те, которые поступят позже на поддержание корабля в сохранности.
В 1928 году в ходе торжеств по случаю окончания реставрации HMS Victory, с планами долгосрочного сохранения корабля ознакомили присутствовавшего короля Георга V (George V).
SNR планировало также создание небольшого музея Нельсона, в котором разместились бы и другие военно-морские реликвии, которые нельзя было вернуть на корабль. Новый музей был необходим и средства на его создание выделили.Под музей отвели старое здание такелажного хранилища (Old Rigging House), Общество морских исследований подготовило экспозицию и в 1930 году король открыл ее.
Экспозиция представляла собой панораму Трафальгарской битвы (полотно 42 на 12 футов(13 на 4 метра)), написанную выдающимся художником - маринистом Уильямом Лайонелом Уайли (William Lionel Wyllie ), одним из основателей SNR, возглавлявший его первое заседание в Объединённом королевском институте по исследованию вопросов безопасности (Royal United Services Institute) в 1910 году.
Придуманные в 1787 году Робертом Баркером, панорамы достигли высоты своей популярности во время универсальной выставки 1900 года. Они стали своеобразными "кинотеатрами" начала XX века.
Название «панорама» происходит от греческого и означает «видеть все». Создавая изображение на 360º, часто украшенное искусственным ландшафтом на переднем плане, а иногда и звуками и запахами, художник пытался обмануть зрителя, создать впечатление личного присутствия в сцене.
Уайли, знакомый с панорамами, мечтал написать монументальное полотно к 100-летию Трафальгарского сражения (1905 г.), но не изыскал для этого средств.
Save The Victory Fund дал ему возможность того, что художник называл «желанием моей жизни».
Королевский военно-морской флот предоставил кредит в размере 700 фунтов стерлингов для строительства специального павильона под будущую панораму напротив сухого дока Victory.
В мае 1929 года Уайли заложила первый камень.
С типичной тщательностью Уайли взялся за построение композиции.
Друзья просматривали судовые журналы, чтобы определить относительное положение кораблей.
С Навигационной школой были проведены консультации для определения правильного положения солнца.
Уайли даже совершила круиз к мысу Трафальгар, чтобы изучить цвет моря и неба. Ряд его предварительных эскизов можно увидеть в Музее.
Для живописного полотна был изготовлен огромный холст, состоящий из трех соединенных между собой фрагментов. Места соединения прикрыты изображениями водяных фонтанов от взорвавшихся ядер. Холст, подобно корабельному парусу, по верхнему и нижнему краям имеет проушины, с помощью которых он растянут в павильоне.
В работе Уильяму Лайонелу помогала дочь Эйлин, сама талантливая художница. В целом на выполнение работы ушло девять месяцев: работали большую часть дня с 10 часов утра до 5 ночи, делая перерыв вечером. Большая часть картины выполнялась на лестницах. Позже Эйлин восхищалась отцом: "В то время это казалось естественным, но теперь, когда я состарилась, я не представляю, как он проводил эти часы на лестницах в свои 79...».
Панорама изображает битву на 14 часов 21 октября 1805 года.
Зрители наблюдают поле сражения из окон кормовой надстройки французского 98-пушечного Neptune.
Два флота сошлись в бою. Слева, в дымке от артиллерийских выстрелов, эскадра Коллингвуда сокрушает Союзный тыл.
Справа корабли союзников пытаются двинуться для поддержки, но они фактически выведены из боя решительной тактикой Нельсона.
В центре HMS Victory, все еще несущий последний сигнал Нельсона,"Engage the Enemy more closely"("подпустить врага ближе"), сошелся в смертельной схватке с французским «Redoutable».
Единственным отступлением от исторической достоверности, которое позволил себе Уилли, падение мачт четырех-дечного испанского флагмана Santissima Trinidad (это произошло не ранее чем через 30 минут).
Панорама имела большой успех. 45 000 человек просмотрели его в первые месяцы после его открытия. Один восторженный посетитель даже признался, что видел его шестнадцать раз! Когда, через год после открытия Панорамы "Трафальгарское сражение", Уильям Лайонел Уайли умер, его хоронили, как и Нельсона - как национального героя.Отмечалось, что что он сыграл большую роль в сохранении интереса к "Нельсону и старому парусному флоту". '
Публичные посещения панорамы дали "Обществу спасения HMS Victory" небольшой но стабильный доход.Однако, не смотря на то, что SNR взяло на себя финансовое обеспечение будущего музея, неясным оставался вопрос - кто будет создавать сам музей.
В 1938 году музей все же открыли. Фонд спасения Виктори решил, что командир корабля будет также служить Куратором музея, в то время как опекуны из вновь созданного Национального морского музея (National Maritime Museum) возьмут на себя сбор артефактов для пополнения экспозиции.
Но через год Музей HMS Victory пришлось закрыть в связи с началом войны...
(продолжение следует)
Итак, 12 января 1921 года HMS Victory - легендарный флагман адмирала Нельсона в Трафальгарской битве, корабль, которому исполнилось 157 лет встал на свою последнюю стоянку - в сухой док № 2 Портсмутской верфи.
HMS Victory в доке Портсмута. Рисунок Уильяма Лайонела Уайли
Даже первичный осмотр подводной части корабля подтвердил самые худшие опасения.
Еще в 1886 году адмирал сэр Эдвард Сеймур ( Edward Hobart Seymour) заявил, что "не видел более гнилого корабля, борта которого он мог бы проткнуть тростью во многих местах". За последующие 50 лет HMS Victory еще более одряхлел. Столкновение 1903 года, даже не смотря на последующий ремонт, состояния корпуса не улучшило.
Предполагавшееся восстановление легенды британского флота требовало огромных средств, которых у Адмиралтейства измученной войнами и внутренними проблемами страны не было.
Президент Общества Морских Исследований (The Society For Nautical Research - SNR) созданого в 1910 году маркиз Милфорд-Хейвен проведя консультации в Адмиралтействе, в апреле 1921 года сообщал членам SNR:
"...почетная морская реликвия HMS Victory, уже не может пребывать на плаву и нуждается в немедленном внимании...Адмиралтейство...не имеет свободных средств на восстановительные работы такого рода. По-этому, чтобы сохранить флагман Нельсона, нужно привлекать частных инвесторов...".
Члены Комитета согласились, что "необходимо произвести оценку средств, требуемых для сохранения HMS Victory в качестве национального достояния".
Это положило начало процессу, сохранившему корабль, в котором SNR выступило в роли финансового и технического консультанта.
В День Трафальгарской битвы в 1922 году SNR был открыт фонд "Спасти Victory" (Save The Victory Fund (STVF). Первым Председателем фонда стал адмирал сэр Довентон Стард (Doveton Sturdee) - герой морских сражений Первой мировой войны, разгромивший германскую эскадру фон Шпее (включая броненосные крейсера SMS Scharnhorst и SMS Gneisenau) в сражении при Фолклендских островах 8 декабря 1914 года.
Сбор средств на восстановление HMS Victory (несмотря на известность корабля и солидное представительство Фонда, в оргкомитет которого входили известные бизнесмены, творческие работники, общественные деятели, в том числе пэры и Верховные комиссары Австралии, Канады и Новой Зеландии) шел очень медленно. Только великодушие мецената Джеймса Кейрда (James Caird ) позволило начать работы в 1923 году.
Средства поступали от самых различных проектов : от сборов в лондонских театрах, от продажи в сувенирных киосках SNR в Портсмуте медали "HMS Victory", изготовлявшейся из меди, снятой с корабля во время ремонта.
В 1923 году секретарем SNR Джеффри Каллендером был снят фильм "The Romance of HMS Victory" с участием актеров Alhambra Theatre с Лестер-сквер.
Ежедневный доход составил порядка 130 фунтов. К 1925 году сэр Довентон Стард сообщил руководству SNR о собранной сумме в 100 тысяч фунтов.
На момент окончания восстановительных работ было потрачено 105550 фунтов, из которых 100143 пошли нtпосредственно на ремонтные работы и только 3756 фунтов - на организационные и научно-исследовательские мероприятия.
В то время, как продолжался сбор средств, при Обществе морских исследований (SNR) был создан Технический комитет (Victory Technical Committee), состоявший в основном из членов Общества, поставивший перед собой задачу - восстановить HMS Victory в том виде, в каком он участвовал в Трафальгарском сражении (Trafalgar condition).
Было предпринято тщательное исследование того, как именно должен выглядеть корабль.
Требовалась разработка точных планов Виктори в нынешнем и предполагаемом состоянии.
Для восстановления облика корабля был использован коплект чертежей, сделанный (предположительно) для "большого ремонта" (1787 декабрь - апрель 1788) из Архивов Адмиралтейства.Кроме того использовались судовые журналы, записи и воспоминания бывших моряков и ремонтников, прочие материалы.
По свидетельству одного из участников работ - информацию собирали буквально по крупицам. В результате (как показывают современные исследования) был допущен ряд ошибок в отображении конструкции корабля таковой, какой она была в 1805 году. Но об этом - разговор отдельный...
К 1924 году SNR выработало перспективное мнение о том, что фонд "Спасти Victory" (Save The Victory Fund (STVF) должен продолжать работу и после окончания реставрации, перенеся средства, оставшиеся от ремонта и те, которые поступят позже на поддержание корабля в сохранности.
В 1928 году в ходе торжеств по случаю окончания реставрации HMS Victory, с планами долгосрочного сохранения корабля ознакомили присутствовавшего короля Георга V (George V).
SNR планировало также создание небольшого музея Нельсона, в котором разместились бы и другие военно-морские реликвии, которые нельзя было вернуть на корабль. Новый музей был необходим и средства на его создание выделили.Под музей отвели старое здание такелажного хранилища (Old Rigging House), Общество морских исследований подготовило экспозицию и в 1930 году король открыл ее.
Экспозиция представляла собой панораму Трафальгарской битвы (полотно 42 на 12 футов(13 на 4 метра)), написанную выдающимся художником - маринистом Уильямом Лайонелом Уайли (William Lionel Wyllie ), одним из основателей SNR, возглавлявший его первое заседание в Объединённом королевском институте по исследованию вопросов безопасности (Royal United Services Institute) в 1910 году.
Придуманные в 1787 году Робертом Баркером, панорамы достигли высоты своей популярности во время универсальной выставки 1900 года. Они стали своеобразными "кинотеатрами" начала XX века.
Название «панорама» происходит от греческого и означает «видеть все». Создавая изображение на 360º, часто украшенное искусственным ландшафтом на переднем плане, а иногда и звуками и запахами, художник пытался обмануть зрителя, создать впечатление личного присутствия в сцене.
Уайли, знакомый с панорамами, мечтал написать монументальное полотно к 100-летию Трафальгарского сражения (1905 г.), но не изыскал для этого средств.
Save The Victory Fund дал ему возможность того, что художник называл «желанием моей жизни».
Королевский военно-морской флот предоставил кредит в размере 700 фунтов стерлингов для строительства специального павильона под будущую панораму напротив сухого дока Victory.
В мае 1929 года Уайли заложила первый камень.
С типичной тщательностью Уайли взялся за построение композиции.
Друзья просматривали судовые журналы, чтобы определить относительное положение кораблей.
С Навигационной школой были проведены консультации для определения правильного положения солнца.
Уайли даже совершила круиз к мысу Трафальгар, чтобы изучить цвет моря и неба. Ряд его предварительных эскизов можно увидеть в Музее.
Для живописного полотна был изготовлен огромный холст, состоящий из трех соединенных между собой фрагментов. Места соединения прикрыты изображениями водяных фонтанов от взорвавшихся ядер. Холст, подобно корабельному парусу, по верхнему и нижнему краям имеет проушины, с помощью которых он растянут в павильоне.
В работе Уильяму Лайонелу помогала дочь Эйлин, сама талантливая художница. В целом на выполнение работы ушло девять месяцев: работали большую часть дня с 10 часов утра до 5 ночи, делая перерыв вечером. Большая часть картины выполнялась на лестницах. Позже Эйлин восхищалась отцом: "В то время это казалось естественным, но теперь, когда я состарилась, я не представляю, как он проводил эти часы на лестницах в свои 79...».
Панорама изображает битву на 14 часов 21 октября 1805 года.
Зрители наблюдают поле сражения из окон кормовой надстройки французского 98-пушечного Neptune.
Два флота сошлись в бою. Слева, в дымке от артиллерийских выстрелов, эскадра Коллингвуда сокрушает Союзный тыл.
Справа корабли союзников пытаются двинуться для поддержки, но они фактически выведены из боя решительной тактикой Нельсона.
В центре HMS Victory, все еще несущий последний сигнал Нельсона,"Engage the Enemy more closely"("подпустить врага ближе"), сошелся в смертельной схватке с французским «Redoutable».
Единственным отступлением от исторической достоверности, которое позволил себе Уилли, падение мачт четырех-дечного испанского флагмана Santissima Trinidad (это произошло не ранее чем через 30 минут).
Панорама имела большой успех. 45 000 человек просмотрели его в первые месяцы после его открытия. Один восторженный посетитель даже признался, что видел его шестнадцать раз! Когда, через год после открытия Панорамы "Трафальгарское сражение", Уильям Лайонел Уайли умер, его хоронили, как и Нельсона - как национального героя.Отмечалось, что что он сыграл большую роль в сохранении интереса к "Нельсону и старому парусному флоту". '
Публичные посещения панорамы дали "Обществу спасения HMS Victory" небольшой но стабильный доход.Однако, не смотря на то, что SNR взяло на себя финансовое обеспечение будущего музея, неясным оставался вопрос - кто будет создавать сам музей.
В 1938 году музей все же открыли. Фонд спасения Виктори решил, что командир корабля будет также служить Куратором музея, в то время как опекуны из вновь созданного Национального морского музея (National Maritime Museum) возьмут на себя сбор артефактов для пополнения экспозиции.
Но через год Музей HMS Victory пришлось закрыть в связи с началом войны...
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий