вторник, 13 декабря 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть VI.

Часть VI. На вечной стоянке.

В октябре 1812 года, во исполнение приказа из Лондона, сэр Джеймс Саумарез (James Saumarez) перенес свой флаг на HMS Pyramus, a HMS Victory отплыл в Англию, и 7 ноября 1812 года вошел в гавань Портсмута (как оказалось в последний раз).
"Шведская эпопея" стала последним боевым походом знаменитого детища Томаса Слэйда (Sir Thomas Slade). 28 ноября 1812 года HMS Victory вновь перевели в резерв флота.

Неожиданную роль в боевой судьбе корабля чуть было не сыграл старый знакомец - Наполеон.
Поражение Великой армии (вооружённых сил Французской Империи) в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона I. После «битвы народов» под Лейпцигом Наполеон уже не мог противостоять объединённой армии антифранцузской коалиции. Вступление в 1814 году войск коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба.
26 февраля 1815 года Наполеон бежал с Эльбы,триумфально прошёл без единого выстрела от залива Жуан до Парижа, встречаемый восторженными толпами народа, и 20 марта вступил в Париж.
13 марта восемь европейских держав подписали декларацию о борьбе с «врагом рода человеческого», а 25 марта – соглашение о создании 7-й антинаполеоновской коалиции. Как и прежде, душой и главными организаторами коалиции стали Россия, Англия, Австрия, Пруссия.
Для британцев происходящее было продолжением большой схватки «между львом и китом», только на сей раз «кит» (Британия) должен был действовать на суше.
Тем не менее, для поддержки сухопутных войск Англия намеревалась отправить эскадру Королевского флота.
В качестве флагмана эскадры более шести адмиралов предпочли выбрать именно HMS Victory. По их мнению, престиж и мореходные качества легендарного флагман Нельсона, перевешивали его возраст и относительно ( в сравнении с новыми кораблями) небольшое количество хранимых боеприпасов.Корабль начали готовить к выходу в море.
Но 18 июня 1815 года в битве при Ватерлоо французская армия под командованием Наполеона Бонапарта была разбита войсками седьмой коалиции под командованием герцога Веллингтона и фельдмаршала Блюхера, а уже 20 июня Наполеон отрекся от престола.
Война окончилась и надобность в походе эскадры отпала.
HMS Victory остался в гавани Портсмута. Теперь уже навсегда.

С марта 1814 года HMS Victory находился в состоянии большой реконструкции, которая затянулась до января 1816 года.

В ходе этих работ на корабле выполнили переустановку бизань-мачты, ремонтно-профилактические работы по корпусу и палубам. Однако, главным конструктивным новшеством, разительно изменившим внешность HMS Victory стала округлая носовая часть - "круглый нос"(round bow) или "новый высокий нос"(new higher bow).

              На схеме красным выделен профиль HMS Victory после реконструкции 1814-1816 г.г.

В книге "Sailing Ships of War 1400-1880" Frank Howard, пишется:

"Всё 18 столетие носовая переборка корабля (beakhead bulkhead) оставалась плоской. Только по обоим концам находились полукруглые пристройки, «roundhouses», служившие туалетами для команды и часто используемые как место для вперёд-смотрящего, карцер или складское помещение.
В начале носовая переборка тянулась через две палубы и заканчивалась на средней или нижней палубе.
Но после того, как носовые шпангоуты стали доводить до опердека, переборку начали делать одноэтажной, как это было на двухдечных кораблях.
Носовая переборка была слабым местом корабля. Она была недостаточно прочной, чтобы защищать от обстрела спереди. Поэтому её заменили полноценной круглой носовой переборкой, которая сначала появилась в 1732 г. на шлюпах. Затем, 25 лет спустя, после опробования на HMS Lyme, последовали фрегаты.
Внедрение же круглой носовой части на линейных кораблях продлилось до 1801 г. Изменениям в 19 веке подверглись также стиль носовых фигур и форма регелей, так, что наблюдалось чёткое отличие от кораблей предыдущих столетий."


С начала 19 века новые корабли строились уже с круглой носовой перегородкой.
Для старых кораблей, пребывающих в эксплуатации, главным мастером-корабелом Чатемской верфи Сеппингом в 1807 году была разработана схема переоборудования в современный вид, которая применялась с 1811 года.


                                                    HMS Victory  после реконструкции 1814-1816 г.г.

В 1814 году настал черед HMS Victory приобрести более современный вид.
Плоскую носовую переборку опердека убрали и обшивку бортов выше опердека продлили до смыкания их у княвдигеда.
Примерно на 2 фута подняли бушприт.
Сам княвдигед сделали выше, изменили форму шпангоутов гальюна (гедтимберсов) - они стали опираться на княвдигед не на уровне средней, а на уровне верхней палубы.Соответственно, платформа гальюна поднялась до уровня форкастеля (бака) и получила высокий сплошной фальшборт.
Большой люк на шкафуте замостили палубной доской, превратив бак и квартердек в сплошную четвертую палубу, огражденную высоким фальшбортом.
В бортах на средней палубе на уровне между ...пушечными портами проделали бортовые входы, снабдив их подъемными ступенчатыми трапами.




                                                     HMS Victory  после реконструкции 1814-1816 г.г.

В 1817 году корабль перекрасили,заменив желтые полосы белыми.

До 1823 года корабль пребывал в резерве флота ("in ordinary").

В январе 1823 года корабль переоснастили и перевели в статус "сторожевого корабля"(guard ships), сократив число орудий до 21.

В Британском Флоте восемнадцатого столетия, "сторожевой корабль" (guard ships) мирного времени были обычно кораблями 3 или 4 ранга.
Большой корабль (в отличие от "корабля резерва"("in ordinary"),пребывая в статусе "сторожевой корабль"( а скорее "корабль стражи") имел рангоут и такелаж в рабочем состоянии ( при необходимости можно было поднять паруса) и как минимум четверть команды на борту.В случае объявления войны или появления вблизи гавани, в которой базировался "сторожевик", последний в кратчайшее время должен был быть до-укомплектован командой и выведен в море ( тогда как на выведение из "резерва" потребовались бы месяцы).
Как правило такой корабль размещали в больших портах или на Королевских верфях, где они служили флагманом Адмирала Порта (Port Admiral's flagship).
Адмирала Порта Портсмут ( Commander-in-Chief, Portsmouth) являлся Главнокомандующим Британского Флота с 1766 года (сама же должность Адмирала порта Портсмут введена еще в 1697 году).

27 марта 1824 года на HMS Victory  поднял свой флаг Адмирал Порта Сэр Джордж Мартин (Sir George Martin) участник сражений при Сент-Винсенте (Cape St Vincent) и блокаде Мальты ( Malta).



До 1837 года, с небольшими перерывами HMS Victory служил официальной резиденцией Адмирала Порта Портсмут, в подчинении которого находилось все южное побережье от Ньюхевена в Восточном Сассексе до Портленда в Дорсете.

В 1832 Адмиралтейство приняло под свое начало Королеские судоремонтные заводы. В 1837 году "Виктори" передали в ведение Адмирал-Суперинтенданта (admiral-superintendent)- управляющего всеми заводами Портсмута, Девенпорта, Чатема и др.

В 1840 году корабль переводят с портсмутского рейда и швартуют в Госпоте (Gosport). В течение следующих 17 лет корабль используется как стационарная резиденция Командующего флотом.

В 1857 году HMS Victory ремонтируют в доке Портсмута: заменяют подгнившие деревянные элементы и медные листы обшивки подводной части корпуса.

В 1893 году на корабль устанавливают металлические мачты и рангоут со списанного HMS Shah. Новый рангоут мало напоминал исторические деревянные элементы, но обещал быть более долговечным.

                                 Металлические мачты и рангоут со списанного HMS Shah на HMS Victory

Комментариев нет:

Отправить комментарий