четверг, 22 декабря 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть VII.

Часть VII. Жизнь продолжается.

Шли годы, менялись на мачте HMS Victory флаги адмиралов, продолжавших занимать высокие посты на флоте после прекращения активной карьеры. Вместе с ними дослуживал и знаменитый, в прошлом, линейный корабль Первого ранга.

На борту HMS Victory чтили память легендарного адмирала Горацио Нельсона.Каждый год на рассвете 21 октября (день Трафальгарского сражения) на каждой из трех мачт вывешивали лавровые венки в память о славном подвиге британских моряков, одним ударом разрушивших мощь объединенного флота двух держав и добывших своей стране превосходство на море.



Увы, время не щадило деревянного тела легендарного парусника.Гнилостные изменения разрушали обшивку бортов, силовой каркас не выдерживал собственной тяжести.Регламентные профилактические работы требовали все больших средств.
Есть информация о том, что в первой половине 1830 года  Первый лорд Адмиралтейства Томас Харди, якобы распорядился пустить HMS Victory на слом, но отменил свое распоряжение, уступив уговорам жены...
Во всяком случае, в Книге распоряжений Адмиралтейства за эти дни вырваны листы...
Так или иначе, но именно в это время корабль вновь переоборудовали, переведя из статуса "сторожевой" в "резерв", а значит сократили численность команды и сняли большую часть такелажа.

Возможно, решающую роль в судьбе легенды британского флота сыграла будущая королева Виктория.
В 1833 году Принцесса Виктория, в сопровождении своей матери Герцогини Кентской, совершая путешествие по Англии и Уэльсу, посетила Портсмут. Обратив внимание на необычно украшенный корабль, Ее Величество поднялись на борт и осмотрели HMS Victory. Под впечатлением от осмотра священных мест ранения и смерти знаменитого адмирала, Виктория отщипнула на память несколько листиков с лаврового венка, украшенного лентой с памятным "сигналом Нельсона" : "Англия ожидает, что каждый человек будет делать свое дело"(England expects that every man will do his duty).

После посещения коронованной особой (в 1837 году Виктория стала Королевой Англии) к кораблю стали проявлять больше внимания.
Нельсон и после смерти не прервал своей связи с HMS Victory - память о его подвигах перенеслась на его флагман.
На палубе юта - на месте падения раненого адмирала прикрепили мемориальную табличку; слова его знаменитого сигнала запечатлели над штурвалом корабля и на месте смерти, где устроили некое подобие часовни.




Вошел в моду туристический маршрут: посетители плыли к кораблю на гребной барже, которая в 1805 году доставила тело Нельсона к месту захоронения, затем старые моряки проводили обзорную экскурсию по кораблю.

                                                                   На палубе HMS Victory, 1905 год.




В день Трафальгара   HMS Victory украшали сигнальные флаги, составлявшие "сигнал Нельсона" (с середины 90-х годов 19-го века торжество стал предварять сигнал "Англия ожидает от всех мачт и дворов на Трафальгарской день"). На корабле проходят специальные церемониальные действа, завершающиеся торжественным ужином с обязательным тостом "за вечную память героев".



В 1857 году HMS Victory в очередной раз ремонтируют:заменяют подгнившие деревянные элементы и медные листы обшивки подводной части корпуса.
Корабль все еще нес флаг Адмирала порта.
Но к 1869 году произошли изменения в организации и комплектации флота, расширилась Портсмутская база флота и Адмирал порта предпочел перенести свою штаб-квартиру с изрядно потрепанного корабля в удобный береговой офис.
С этого времени HMS Victory сохранялся в порту, исключительно как историческая реликвия, напоминающая о славных победах Королевского флота Великобритании.
В 1889 году HMS Victory передали в распоряжение Школы морских телеграфистов (Naval School of Telegraphy). Вскоре корабль стал полноценной "школой сигнальщиков" с двухмесячным курсом обучения. Курсанты, проживавшие на борту и сам HMS Victory содержались за счет средств кораблей, командировавших учащихся.

В 1891 году HMS Victory (вернее модель его надводной части в масштабе 1:1) стал главным экспонатом Королевской морской выставки в Челси (Royal Naval Exhibition, 1891). Внутри корпуса корабля, выстроенного на территории выставки, были оборудованы артиллерийская палуба, адмиральский салон и сцена "Смерть Нельсона" из восковых фигур от м-дм Тюссо. Кроме того, была выстроена панорама "Трафальгарская битва".

23 октября 1903 в Портсмутской бухте произошла катастрофа, едва не поставившая окончательную точку в судьбе легенды британского флота.
Бронированный башенный HMS Neptune, будучи буксируемым к выходу из бухты буксиром Rowland, сорвался с буксировочных тросов и был брошен ветром и сильными волнами на стоящие на якоре корабли.
Миновав учебное судно Осборнского коледжа (Osborne College) - HMS Racer, Нептун по касательной задел стоявший рядом учебный бриг Sunflower, а затем врезался в борт HMS Victory и продолжив движение, остановился у носа  HMS Hero.
HMS Victory получил пробоину на уровне орлопдека (практически на ватерлинии). Предпринятые чрезвычайные меры спасли исторический корабль от затопления.
Учитывая результаты проишествия, а также общее состояние корабля, Адмиралтейство приняло к рассмотрению вопрос об списании HMS Victory.
Только личное вмешательство короля Эдуарда VII (Edward VII) в очередной раз спасло легендарное судно.

Школа морских телеграфистов была перенесена с Виктори на HMS Hercules, а в 1906 году - "на стационар" в Королевские морские казармы Портсмута (Royal Naval Barracks, Portsmouth).

HMS Victory влачил старческое существование в бухте, из которой более ста лет тому вышел в первое плавание.
Светлым пятном явилось празднование 100-летия Трафальгарской битвы, когда к легендарному кораблю, украшенному гирляндами электрических лампочек причалила субмарина. Увы, подводная лодка являлась своеобразной поддержкой одряхлевшего героя.


                                               Субмарина B1, пришвартованная к борту HMS Victory

Наконец в 1910 году было создано Общество морских исследований (Society for Nautical Research), ставившее своей целью - сохранить легендарный парусник для будущих поколений.
Адмиралтейство, втянутое в гонку вооружений не имело средств для оказания действенной помощи по восстановлению корабля.
Тогда известный художник-маринист  Фрэнк Мэйсон (Frank H. Mason), надеясь привлечь внимание общественности к состоянию HMS Victory, в 1911 году издал "Книгу о Британских кораблях" (The Book of British Ships), в которой назвал состояние корабля "близким к инсультному" ( "..nothing short of an insult").

К 1921 году HMS Victory действительно находился в плачевном состоянии, но Великобритании, изможденной войной с Ирландией и внутренними проблемами (в частности, забастовками шахтеров) было не до легендарного флагмана Нельсона.
Восстановлением корабля занялась общественность. Под патронатом и при финансовой поддержке корабельного магната Джеймса Керда (Sir James Caird) было создано общество "Защита Виктори" ("Save the Victory"). Керд выделил на восстановительные работы  £ 50 000 (фунтов стерлингов), а затем еще £ 15 000...
Позднее Сэр Джеймс Керд стал членом Попечительского Совета Национального Морского Музея ( National Maritime Museum), продолжая участвовать в различных программах по изучению и сохранению морской славы Британии и жертвовать на них значительные суммы. За свою благотворительную деятельность он получил титул баронета.
Имя Джеймса Керда носят ряд подразделений  Национального Морского Музея: Библиотека Керда (Caird Library), Подъезд Керда (Caird Entrance), Фонд Керда (Caird Fund). Фонд учредил Медаль Керда "За выдающийся вклад в деятельность музеев" (Caird Medal " To distinguished contributions to the fields of the museum's interests").

12 января 1922 года HMS Victory, более не могущий безопасно находиться на плаву, поместили в док № 2 Портсмута (самый старый в мире ремонтный док (drydock), находившийся в эксплуатации...

                                        12 января 1922 года HMS Victory буксируют в док Госпота

                                                                  HMS Victory в сухом доке № 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий