среда, 1 июля 2015 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: ПАРАДОКСЫ "ЧЕРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ".Часть II.

Вы уже могли заметить, что описывая конструкцию "Черной жемчужины" мы постоянно перепрыгиваем из 17-го века в 18-й. Именно в этом и заключается главный парадокс истории о пиратах Карибского моря.
Целый штат голливудских декораторов и редакторов, обладая доступом к широчайшим массивам информации и достаточным бюджетом, могли создать более-менее реалистичный образ "Черной жемчужины" и других кораблей, но... Но возобладали законы киножанра и в погоне за зрелищностью были создан гибрид из конструктивных элементов кораблей почти трех веков и собственных выдумок авторов фильма, а также была предпринята неуклюжая попытка - привязать историю Джека Воробья к реальной исторической эпохе.

Что бы понять - к какому классу парусников следует отнести "Черную жемчужину", прежде всего необходимо определить историческую эпоху, в которой происходит действие фильма.

Наиболее подходящим для исследования является HMS Dauntless капитана Норрингтона, по-скольку экранная версия этого корабля весьма схожа с "историческим прототипами".
Особенно обращает на себя внимания "осиная" черно-желтая окраска боротв и характерная форма корпуса и оснастки.


По всем признакам - перед нами линейный корабль Королевского флота Британии, образца начала 19 века. Оно и не удивительно - ведь в качестве прототипа голливудские мастера использовали 100-пушечный HMS Victory, сохраняющийся ныне в сухом доке английского Портсмута. Кроме того, известно, что пресловутая "осиная" окраска была введена Адмиралом Горацио Нельсоном во время реконструкции корабля в 1803 году.



Итак, действие "Пиратов Карибского моря" должно происходить в самом начале 19-го(!) века. Но...

Опять -"но"!
Согласно фабулы фильма 100-пушечный HMS Dauntless (Бесстрашный) был одним из самых сильных судов в Британском Британском Флоте, во времена правления короля Георга II под командой коммодора Джеймса Норрингтона.

Король Георг II правил Британией с 1727 по 1760 годы.

100-пушечный HMS Victory (тот, который и сегодня стоит в Портсмуте) был заложен в 1759 году, но на воду его спустили лишь в 1765, а в первое плавание он ушел в 1778...

Иными словами, HMS Dauntless (который в фильме) будучи построенным в первой половине 18 века НЕ МОГ ВЫГЛЯДЕТЬ так, как показан в фильме.


С другой стороны, время действия истории о Джеке Воробье сдвигается в первую половину 18 века (1727 - 1760 годы).

И тут опять - историческое несоответствие.

По сюжету фильма HMS Dauntless приписан к Порт-Ройалу на о. Ямайка, губернатором которого является Свонн.
Беда в том, что Порт-Ройал был практически разрушен и смыт в море в результате сильнейшего землетрясения 7 июня 1692 года.
Английская колониальная администрация переехала в деревушку Кингстон, на другой стороне залива Порт-Ройал, но и оттуда, после серии сильнейших ураганов вынуждена была бежать. К 1728 году в заливе Порт-Ройал не осталось населенных пунктов.


Кстати, во время землетрясения 1692 года в Порт-Ройале погиб единственный корабль - 32-пушечный английский фрегат HMS Swan, кренинговавшийся на берегу (возможно, именно отсюда взята фамилия губернатора Weatherby Swann ).

Город (форт) Кагуэй, будущий Порт-Ройал, был основан испанцами в 1518.
Однако, пиратской столицей он стал после 1655 года, когда англичане захватили Ямайку у испанцев.
Покровительством пираты обязаны губернатору серу Томасу Модифорду, правившему в Порт-Ройале с 1664 по 1672 и уступившему свое место небезизвестному Генри Моргану, бывшему губернатором в Порт-Ройале до своей кончины с 1672 по 1688 (могила Моргана ушла под воду вместе с городом,где в церкви Св.Екатерины он был торжественно захоронен).

Выходит, что наиболее вероятным временным промежутком действия "Пиратов Карибского моря) является середина 17го века - 1650-1660.

Посмотрим на историю этого периода через призму сюжетных линий фильма.

Итак, середина 17го века - 1650-1660.

Будущий известный пират и губернатор Ямайки - Генри Морган в это время еще пребывал в рабстве на о.Барбадос.

Инглэнд и Эдвард Тич (Черная борода) еще не родились (кстати знаменитое название "Месть королевы Анны" - это французский работорговческий шлюп La Concorde, захваченный Тичем в ноябре 1717 года, переоборудованный под 40 пушек и переименованный в "Месть королевы Анны").

Ост-Индская компания (помните лорда Беккета ?) прочно укрепившись в Индии, Китае и Бенгалии жестко конкурирует с голландцами, равно как и сама Англия, пережив гражданскую войну, ведет Первую англо-голландскую.

В Калабаре (Юго-Восток Африки) хозяйничают португальцы. В XVIII в. Старый Калабар был центром работорговли.
Только в середине XIX в. в Калабаре укрепятся шотландские миссионеры. В колониальный период Калабар находился в состоянии застоя, его население увеличивалось медленно, а экономические функции «перехватил» Порт-Харкорт.

В 1630 году на гаитянском острове Тортуга (Черепаший) начинает формироваться пиратское братство из французов, изгнанных сюда испанцами с Гаити и примыкающих к ним голландцев и англичан. Новоявленные пираты именуют себя "буканьерами"и промышлять пиратством против испанских судов, с успехом используя свои охотничьи навыки при нападении на испанские галеоны в Наветренном проливе. Постепенно они стали настолько грозной силой, что даже приплывали на побережье испанской Америки и грабили города.
Из Лондона буканьерство рассматривали как низкобюджетный способ ведения войны с конкурентом Англии, Испанией. Поэтому английская корона «лицензировала» пиратов, выдавая им корсарские патенты, легализуя их действия, требуя взамен часть награбленной добычи. Пираты приглашались губернатором Ямайки Томасом Модифордом, который позволял им базировать свои суда в Порт-Ройале. Разбойники грабили испанские корабли и колонии, возвращались в Порт-Ройал с богатой добычей, делая город самым преуспевающим в Карибском море.

Тут вновь включаются исторические качели!

В серии "Сундук мертвеца" на Ямайку вторгаются... представители Ост-Индской компании.
Даже если бы представители Британской ОИК каким-то чудом оказались на Ямайке, то происходить это могло только в период до 1692 года (позднее Порт-Ройала не стало)...Но в это время Компания осваивала Индию, пребывая в постоянной жесткой конкурентной борьбе с голландской, французской и датской Ост-Индскими компаниями...Как говорится - не до того !

Однако же, в следующем фильме "На краю света" Ост-Индская компания во главе с лордом Беккетом уже вовсю воюет с пиратами Карибского моря.
Подобная борьба имела место в истории, но происходила она в первой четверти 18-го века, во времена заката "Пиратского круга".

После падения Порт-Ройала честолюбивые морские бродяги начали отправляться на восток, путём, который позже назвали Пиратским кругом, путём, который в течение тридцати лет, начиная с 1690 года, связывал порты Карибского моря и североамериканские колонии с Мадагаскаром.Из западной Атлантики корабли пиратов шли в Индийский океан, огибая Африку у мыса Доброй Надежды и останавливались для отдыха и ремонта на Мадагаскаре, откуда совершали набеги на торговые караваны в Индийском океане (в том числе и корабли Ост-Индской компании). Торговцы, в том числе ост-индцы обратились к своим правительствам, а также начали вооружать корабли для сопровождения караванов.

В период с 1700 по 1718 база на Мадагаскаре постепенно прекратила свое существование.
"Война за испанское наследство" и выход из нее Англии в 1713 году несколько активизировали пиратов Карибского моря, но колониальные власти Америки быстро усмирили "джентельменов удачи".

В 1721-1728 годах были попытки возрождения пиратства на Мадагаскаре,но противодействие Ост-Индской компании, гражданская война в Индии привели Пиратский круг к окончательному упадку.

Наконец, в фильме "На странных берегах" сюжет заносит нас во дворец испанского короля Фердинанда VI...а это 1746 - 1759 годы.
Мы опять возвращаемся ко времени правления Георга II в первую половину 18-го века...
Но, тогда, при чем тут Ямайка ?

Вот и выходит, что согласно версии Голливуда, ""Wicked Wench" (будущая "Черная жемчужина") плавала по просторам Атлантики более полутора веков - с 1650 по 1810 годы !

Но в том-то и дело, что парусники середины 17го века и корабли середины 18го - это (как говорят в Одессе) две большие разницы.

17й век был вершиной..."Золотым веком" галеонов.Прогресс науки и техники привел к заметным улучшениям в конструкции корпуса судна и технике управления им.Галион, достигший своего расцвета в конце 17 века уступает место более совершенным судам.
Бак (носовая надстройка) и квартердек (кормовая надстройка) уменьшаются по высоте.
Украшения, скульптуры, орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, становятся проще.
Голландский галеон Batavia("Батавия")



Английский "елизаветинский" галеон

Меняется форма гальюна: если в начале века площадка была прямой,уложенной на прямые бимсы и ограждалась досками, являвшимися как бы продолжением бортовой обшивки(такой гальюн можно видеть на Golden Hind), то к середине 17 века площадка гальюна начинает загибаться вверх.Дощатую обшивку, способствовавшую накоплению воды на гальюне, убирают, оставляя только каркас.


К 1640 году в Голландии, а с 1650 года и в Англии гальюн делают еще более изогнутым вверх; княвдигед укорачивается и опускается ниже; бимсы площадки поднимают на специальные шпангоуты - гед-тимберсы (причем у англичан, в отличие от голландцев, гед-тимберсы были не U-образными, V-образными и их было меньше).


Корабли в основной массе становятся трехмачтовыми, на фоке и гроте появляются брамсели, под бушпритом - блинд. Вводятся добавочные паруса на поперечных реях: лисели и ундер-лисели, а также стаксели.
По заказу знаменитый Ост-Индской компании создается новый тип грузового судна для перевозки грузов с востока, называемый "ост-индским".



Эти суда вооружались 16-20 пушками, но этого было недостаточно для отражения атаки военных судов. Создаются специализированные военные корабля для конвоирования "торговцев". Разница между торговым и военным кораблями становится все более очевидной.

Делаются первые попытки классификации судов, что облегчило бы управление флотом.Первые формальные попытки такого упорядочивания относятся к 1604 году.
Корабли подразделялись на королевские (англ. Royal Ships), большие (англ. Great Ships), средние (англ. Middling Ships) и малые (англ. Small Ships). В них критерием служит численность команд. Ей придавали основное значение, так как она определяла большинство требований к обеспечению. Она же служила мерой боеспособности, так как артиллерия еще только завоевывала позиции главного оружия. Основным видом боя оставался абордаж, где численность часто была решающей. Примерно с 1610-х годов категориям стали давать номера: Royal Ships — первый ранг (англ. rank), Great Ships — второй, и т. д. Со временем к четырем имеющимся рангам прибавились пятый и шестой(напомню - речь о Британском флоте, по-скольку в фильмах сюжет "завязан" на Англию).

В 1677 г секретарь Адмиралтейства Самуэль Пепис, предложил систему, которая, с некоторыми дополнениями, продержалась в Британском флоте до 1817 г. По ней, место корабля в классификации — рейтинг (англ. gun rate) — определялось числом пушек. Численность команды зависела в основном от числа артиллерийских расчетов.

18-й век ознаменовался целым рядом так называемых Уложений, четко регламентировавших состояние Британского флота.

Уложение 1706 года — первый нормативный документ, стандартизировавший основные размерения кораблей, строившихся для Королевского флота.Корабли делились на ранги: линейные (1-4); фрегаты(5-6); без рангов (малые суда). Размерения не устанавливались для кораблей со 100 и более пушками и для кораблей несших менее 20 пушек.

Уложение 1719 года — первый официальный «свод» (обязательных требований на постройку), регулирующий постройку всех кораблей для Королевского флота, новых или перестроенных, от 20 пушек и выше, будь то на королевских верфях или частными подрядчиками. Не включало, однако, выпуск единых чертежей для каждого типа корабля. Не включало корабли без ранга.

После ревизий предыдущего положения в 1733 и 1741 годах, принимается новое Уложение 1745 года — третий и последний свод нормативных документов, призванных регламентировать конструкцию, и в меньшей степени, вооружение основных классов кораблей, строившихся для Королевского флота.Уложение должно было довести до совершенства стандартизацию при постройке кораблей через внедрение "единого проекта".
Это уложение стало последним, ибо после двух ревизий в 1755 году, с приходом на пост Первого Лорда Адмиралтейства адмирала Джорджа Энсона и назначения Сюрвейером флота Томаса Слейда (будущего проектировщика HMS Victory), Уложения были отменены.
Вместо единого проекта, предписанного уложениями, стали строиться отдельные типы (проекты) кораблей, каждый со своими модификациями.

Я столько внимания уделил стандартизации Британского флота в 18 веке для того, что бы показать - "Черная жемчужина" в том виде, какой она представлена в фильмах была бы историческим нонсенсом, неким ископаемым, действительно проведшим почти 100 лет на каких-то "странных берегах".

Комментариев нет:

Отправить комментарий