вторник, 30 июня 2015 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: ПАРАДОКСЫ "ЧЕРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ". Часть I.

Вот уже на протяжении двенадцати лет миллионы зрителей вовсем мире с удовольствием следят за необыкновенными приключениями капитана пиратского  корабля "Черной жемчужины"(Black Pearl) - Джека Воробья(Спэрроу).
"Отцами" Джека и его парусника по праву можно считать голливудских сценаристов Теда Эллиота и Терри Россио, впечатленных аттракционом в Диснейленде — тематическим парком «Пираты Карибского моря», а также режиссера первого фильма франшизы (2003) - «Пираты Карибского моря: Проклятие „Чёрной жемчужины“» (Pirates of the Caribbean: The Curse of The Black Pearl), Гора Вербински.

Сразу же полюбившиеся зрителю карибские пираты и их корабль стали участниками множества компьютерных игр и литературных проектов.
В 2011 году, в рамках так называемого "межавторского цикла", вышел в свет роман американской писательницы-фантастки Энн Кэрол Криспин «Пираты Карибского моря: Цена свободы» (Pirates of the Caribbean: The Price of Freedom), в котором описаны 14 лет, предваряющих события первого фильма о "Черной жемчужине" и Джеке Воробье.
Известные фирмы, специализирующиеся на выпуске наборов для сборки (Artesania Latina, ЗВЕЗДА), идя на встречу пожеланиям моделистов разработали и выпустили в продажу модель "Черной жемчужины" в дереве и в пластике.Вслед за ними известный поставщик партворков - китайский ДэАГОСТИНИ выпустил свою "черную жемчужину".
Не остались в стороне и моделисты, предпочитающие строить модели парусников "с нуля", т.е. в качестве собственного проекта.Некоторые из них пользуются чертежами от упомянутых китов и партворков.Но есть и те, кто пытается "восстановить истинный облик" "Черной жемчужины".
И вот тут приходится сталкиваться с массой парадоксальных отступлений от исторической и конструктиной достоверности в облике легендарного парусника.
Попробуем разобраться с парадоксами "Черной жемчужины".
Согласно сюжета фильма и романа Криспин (который многие уже считают практически"приквелом" истории Эллиота и Россио), "Черная жемчужина" изначально называлась «Злая распутная Девка» («Wicked Wench») и принадлежал Ост-индской компании в качестве торгового судна. Это был трехмачтовый галеон с золотисто-желтым корпусом и белоснежными парусами  ( название «Wicked Wench» присутствует в аттракционе «Пираты Карибского моря» в Диснейленде).
Достоверно не известно, когда именно был построен корабль, но лорду Катлеру Беккету, директору Западноафриканского представительства Ост-Индской компании, он достался уже в весьма почтенном возрасте.«Распутная Девка» стояла в доках Калабара (Африка, Гвинейский залив) в тот самый момент, когда в порт пришел бриг «Попутный ветер» («Fair Wind») под командованием Джека Воробья.
«Попутный ветер» так же принадлежал Ост-Индскойкомпании. Капитан корабля, Натаниэль Бреинбридж, был убит Эсмеральдой, грозой Карибского моря и пиратским лордом того времени. Но Джек Воробей, первый помощник «Попутного ветра», спас корабль от попадания в руки пиратов. Катлер Беккет, получив доклад Воробья о том, как он спас корабль и большую часть груза от пиратов, был настолько впечатлен, что предложил ему стать капитаном «Распутной Девки».
Капитан Джек Воробей, командуя «Распутной Девкой», выполнил немало контрактов для Ост-Индской компании от имени лорда Беккета, но отказался перевозить рабов.Взбешенный Беккет, продержав Джека пару месяцев в тюрьме, заклеймил его, как пирата, но вернул на "Распутную девку".Однако позднее, Беккет вступил в бой с кораблем Джека Воробья и потопил его.
Джек заключил с Дейви Джонсом договор, вернувший к жизни его и корабль.
Набрав на Тортуге новую команду и переименовав «Wicked Wench» в «Black Pearl», Джек Воробей стал самым грозным пиратом семи морей.
Три года спустя, во время плавания к Острову Смерти - Исла Де Муэрте (Isla de (la) Muerte) старший помощник Гектор Барбосса поднял команду на бунт и сверг капитана, оставив его на безымянном острове посреди моря. Из-за ограбления сокровищницы на Исла де Муэрте на команду «Чёрной Жемчужины» легло проклятие, которое повлияло и на сам корабль: черные паруса корабля стали изодранными, и судно стал окружать жутковатый туман...

На сегодняшний день существуют определенные сложности с показом в кинофильме настоящего парусного корабля. И уж, тем более, боевого парусника из средних веков. На пальцах одной руки можно сосчитать реальные исторические корабли, сохранившиеся до наших дней -  английский HMS Victory, шведская Vasa...
В портах разных стран можно встретить так называемые "реплики" - действующие парусники, построенные по старинным чертежам и моделям в наше время : английский HMSBounty("Баунти"), голландская  Batavia("Батавия"), корабли Колумба, Golden Hind ("Голден Хинд").
Есть еще масса подделок "под старинный парусник", чаще всего, используемых в качестве атракциона для туристов.

"Черная жемчужина" - корабль вымышленный. Постройку модели "по мотивам "Черной жемчужины" сложно назвать "воссозданием реального облика"...разве что речь идет о киноверсии корабля.
Но и в этом случае возникает масса сложностей и проблем, ибо в фильме большей частью использовались компьютерные модели, крупномасштабные модели корабля и декорации отдельных участков кораблей, выстроенные в павильонах и на плавучих платформах.

Полномасштабная декорация палубы "Черной жемчужины"






Крупномасштабная модель, использовавшаяся при съемках







Отсутствие стеньг и их такелажа на съемочном корабле

Реальными кораблями, участвовавшими в съемках общих планов на натуре были современные реплики: галеон "Sunset" ("Закат"), который изображал и "Жемчужину" и "Месть королевы Анны", а также, известный HMS Bounty("Баунти"),к сожалению, погибший у берегов Америки во время урагана Сэнди в 2012 году.



"Черная жемчужина"



 "Месть королевы Анны"


"Закат"





Режисер Гор Вербински описывает "Черную жемчужину"(Black Pearl) как "недавно отремонтированный" для "Пиратов 2 и 3". Но это на самом деле гораздо большее,чем ремонт. Голливудские декораторы создали оригинальный корабль, который сложно назвать таковым. Это был набор корпуса на верхней части баржи, которая была отбуксирована в море для съемок.







 Но авторы фильма хотели иметь настоящий парусник.
За восемь месяцев до начала основных съемок, художник-постановщик Рик Хайнрикс получил задачу- создать новую "Черную жемчужину". Чтобы ускорить строительство, Хайнрикс построил "Черную жемчужину" на базе существующего 109-футового  судна для туристов - галеона "Sunset" ("Закат"); который нашли на стоянке в Bayou La Batre, штат Алабама. "Результатом стало то, что выше ватерлинии это был красивый пиратский корабль. а ниже и внутри - "Закат"... с двигателями, топливом и емкостями для воды, камбузом и койками." "Из-за важности "Черной жемчужины", был создан наш собственный мини-художественный отдел, который работал только над дизайном корабля," говорит Хайнрикс. "У нас были контакты с лучшие авторами, которые работали на других картинах о кораблях в прошлом. Мы также изпользовали компьютерную графику.
"Черная жемчужина" была смоделирована на компьютере, что позволило нам обеспечить связь между кораблестроителями и компьютерщиками, чтобы увязать визуальный облик корабля и его реальное воплощение и при этом не нарушить его мореходных качеств. Иногда было сложно достичь единого взгляда - сделать корабль и красивым, и плавающим, и доступным для съемок с их специфическими требованиями ".
Что касается изменений в конструкции корабля (во 2-3 фильмах), Хайнрикс говорит, "Мы создавали его с размахом. "Черная жемчужина" в первом фильме создавалась по обстоятельствам - из того, что досталось. Они построили Корабль непосредственно на барже и были ограничены размерами этой баржи. У нас было немного больше свободы в этом. Я думаю, что Гор получил то, что он хотел, но не смог получить в первом фильме - гораздо более поворотливую "Жемчужину", которая может двигаться быстрее, чем 1-2 узла ".
"В этом фильме, "Черная жемчужина" гораздо более сексуальный, жесткий корабль," говорит ведущий арт-директор Джон Декстер, отвечавший за цветовую гамму корабля. "Он не мог быть просто черным," говорит он. "Корабль должен иметь жизнь. Есть некоторые металлические детали на корабле, которые заржавели. Там, конечно,должно видеться влияние морских брызг. Мы начали с чисто черного и пришли к тому, что было немного более интересным."
"Там весь глоссарий терминов, которые относятся к деревянному пиратскому кораблю," говорит Грег Каллас, координатор строительства. "Мы должны были изготовить лебедку и штурвал, файф-реельс, бизань-мачта, грот-мачту и фок-мачту, такелаж для оснащения, все  паруса."
Визуализацией корабля и спецэффектами занимались художники Industrial Light and Magic под командой Джона Нолла.

Попытки однозначно классифицировать "Черную жемчужину" и отнести ее к какому-либо определенному типу исторических парусников постоянно заводят в тупик.Корабль Джека Воробья напоминает и английский галеон, и т.н."дюнкеркский фрегат", и пинас... и вообще, бог знает - что !
По характеристикам, корабль в длину примерно 40 метров, 3 мачты и тридцать две 18-фунтовые пушки: 18 на пушечной палубе и 14 на верхней палубе. На "Жемчужине" нет носовых(погонных) или кормовых(ретирадных) орудий.
Чертежей "Black Pearl" как таковых в природе не существует, однако есть несколько вариантов моделей.
В принципе, профиль корабля вполне укладывается в изображение английского галеона первой половины 17-го века.

Вызывают вопросы, разве что, форма гальюна, характерная для небольших линейных кораблей (в частности, фрегатов) конца 17-го - начала 18-го веков и нехарактерный плавный переход от транца к кормовой плите (обычно нижняя палуба пересекала транец под тупым углом и поддерживалась кницами - она являлась основанием кормы, которая была у галеонов прямоугольной) и отсутствие гельмпорта для прохода румпеля руля.
Сомнительно выглядят:
- спрямленные борта (для галеонов были характерны завалы верхней части бортов внутрь для осложнения абордажа);
- бархоуты, повторяющие линии палуб, что не соответствует конструктивным требованиям кораблестроения;
- кормовая галерея, поднятая на квартердек (обычно галерея ставилась на уровне главной орудийной палубы, где находилась каюта капитана, а при необходимости на квартердеке располагали вторую галерею);
- отсутствие якорных клюзов и конструкция форштевеня.


Однако, голливудским мастерам сложно было соблюсти все пропорции и конструктивные элементы корпуса, имея в качестве базы уже готовую конструкцию туристкого прогулочного корабля, построенного на корпусе современного катера с поперечными винтовыми рулями.

"Пройдемся" по палубе "Черной жемчужины":



- главное, что бросается в глаза - это непривычно пустая главная палуба, на которой нет ни такелажных приспособлений (битенгов, кнехтов, кофель-нагельных планок) ни самого такелажа, большая часть которого проводилась именно к палубе вокруг мачт. Особенно поражает полнейшее отсутствие такелажа у подножия главной мачты (main mast) - грот-мачты.
Зато мы видим кабестан (шпиль) "надетый" на грот мачту...Это полный нонсенс !


Я понимаю, что подобная конструкция позволила режисерам снять несколько весьма эффектных сцен, но функционально такой шпиль работать бы не смог.И не только потому, что он ослабялет и себя и главную мачту корабля.Большой шпиль используется для подъема якорей, на каждой его вымбовке одновременно могут с работать от 3 до 6 матросов (т.е. порядка 36 человек). Кроме того,шпиль использовали и для подъема реев, и для погрузочно-разгрузочных работ. Этот агрегат, как правило стоял ближе к бизань-мачте в надстройке квртер-дека, в аккурат между лестницами на ют.Более того, шпиль должен находится палубой ниже, т.е.на орлоп-деке (главной орудийной палубе), ибо именно с нее в носовой части проделаны якорные клюзы, через которые проходят якорные канаты;
- в носовой части корабля - на бик-деке (участке палубы впереди носовой переборки) и гальюне - запустение ! Нет ни гед-тимберсов (шпангоутов гальюна), ни бимсов, соединяющих их оголовки, ни решетки...нет и дверей из кубрика (помещения бака) на гальюн.Впрочем, к чему двери, если на гальюне не оборудованы отхожие места для матросов - штульцы...
Сам бак (носовая настройка) слишком занижен.Расчетная высота между палубами старинных парусников принималась в 160-170 см (считалось, что матрос не может быть выше ростом).На ЧЖ, форкастель(палуба бака) возвышается над верхней палубой;
- опердеком на каких-то 70-80 см.Выходит, что кубрик на баке Черной жемчужины не функционален - он либо слишком низок (если опердек не обрывается у переборки бака), либо чрезмерно высок, по-скольку располагается в этом случае на орлоп-деке. Где спит команда жемчужины в ненастные ночи, где расположен камбуз корабля - остается загадкой.

Форкастель, равно как и гальюн, не блещут богатством такелажа. Одной кофель-нагель планки и нагелей на планширях недостаточно для обтяжки такелажа фока,марселя, брамселя, блинда и двух кливеров и их рангоута.

Наконец, ют. Главным недостатком его является наличие штурвала Рулевое управление со штурвалом появилось только в начале 18-го века, и если принять время постройки "Жемчужины", как середину 17-го, то управление корабля должно быть рычажным - с помощью колдерштока).



К явным недочетам киношной жемчужины можно также отнести прямоугольные площадки марсов, характерные для 18-го века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий