воскресенье, 5 июля 2015 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: ПАРАДОКСЫ "ЧЕРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ".Часть III.


Как не крути, а "Черная жемчужина" - факт свершившийся. И обсуждать его, как минимум не корректно по отношению к голливудским декораторам.

Однако, пытаясь представить - каким мог быть реальный корабль пиратского капитана Джека Воробья, нельзя не вспомнить еще об одном персонаже фильма, претендующем на "историчность". В серии "На странных берегах" нас знакомят с "Местью королевы Анны" и ее капитаном - Черной бородой. Я уже упоминал и это имя и это название в своих записках.

В 1724 году в Лондоне издается «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами». Автором книги указан капитан Чарлз Джонсон(Captain Charles Johnson), хотя долгое время отдельные исследователи утверждают, что это - псевдоним известного писателя Даниэля Дефо.
Среди множества "джентльменов удачи" в книге рассказывается и об Эдварде Тиче, носившим мрачную кличку "Черная борода" и введенном авторами "Пиратов Карибского моря" в сюжет фильма.

"Пиратский период" жизни Тича пришелся на 1716-1718 годы.
Знаменитый пират, родившийся, кстати говоря в Бристоле в 1680 году и 12 лет от роду ставший юнгой, промышлял у восточного побережья Америки и в Карибском море, вначале, под командой другого известного пирата - Бенджамина Хорниголда, а затем самостоятельно...когда в конце 1716 года Хорниголд отдал Тичу в личное командование шлюп, захваченный у французов в ходе одного из рейдов.
К ноябрю 1717 года флот «Чёрной Бороды» состоял из двух шлюпов: один с 12 пушками и 120 членами команды, второй — с 8 пушками и 30 членами команды.
В ноябре 1717 года шлюпы Тича атаковали и, после скоротечного боя, захватили крупное французское судно около острова Сент-Винсент.Захваченным судном оказался шлюп работорговцев «Конкорд» (фр. La Concorde), шедший из Гвинеи на Мартинику под командованием капитана Доссета. Пираты привели «Конкорд» к острову Бекия в Гренадинах, где высадили французов и африканских рабов на берег. Добыча с корабля оказалась очень богатой — в числе прочего на нём было найдено изрядное количество золотого песка и драгоценных камней.

Меньший из двух шлюпов пираты отдали французам, а сами перешли на «Конкорд», который Тич укрепил, оснастил 40 пушками и переименовал в «Месть королевы Анны» (в память о Войне за испанское наследство (известной также как Война королевы Анны),в которой Тич, по мнению историков, принимал участие в качестве приватира Королевского флота).
Из-за потери базы на Багамах (новый губернатор островов Вудс Роджерс объявил о начале беспощадной борьбы с пиратством) Тич вынужден был весь 1718 год скитаться по Карибскому бассейну атакуя и грабя все встречные торговые корабли. Его команда насчитывала уже более 300 человек.

Осенью 1718 года губернатор Виргинии Александр Спотсвуд пообещал награду в 100 английских фунтов тому, кто захватит или убьёт Тэтча так правильно произносится имя Черной бороды (англ. thatch — густая шевелюра), а также меньшие суммы за рядовых пиратов.

Нанятый Спотсвудом английский лейтенант Роберт Мэйнард на шлюпах королевского флота "Рейнджер" и "Джейн" отправился на уничтожение Тича и встретился с ним возле острова Окракок. 22 ноября 1718 года между командами Тэтч и Мэйнарда произошёл абордажный бой. В ходе боя Эдвард Тэтч был убит, получив 5 пулевых и 20 колотых ранений. Мейнард приказал сбросить тело Тэтча в воды бухты, а его отрубленную голову подвесить на бушприте своего шлюпа, с тем чтобы по возвращении получить причитающееся вознаграждение. Все тринадцать схваченных живыми пиратов были осуждены в Вильямсбурге и казнены через повешение.

История Черной бороды вновь подтверждает правильность нашего выбора в пользу середины 17-го века. Мы в очередной раз видим, что голливудская история карибских пиратов - нагромождение несуразных фактов, таких, как одновременное присутствия на исторической авансцене королей Георга II, Фердинанда VI и знаменитого пирата, умершего за полвека до вступления королей на престолы (я уж молчу о мифической дочери Черной бороды - Анжелике).
Апофеозом исторических несуразиц "Пиратов Карибского моря" становится Британский флаг, появляющийся на мачте корабля Барбаросы - такой впервые был принят в Британском королевском флоте только в 1801 году !

Но все же - как могла выглядеть реальная "Черная жемчужина" ?

Исследование реального пиратства (а не того образа, что сформирован художественной литературой и кино) свидетельствует, что в 18-м веке пираты предпочитали мощным сильно вооруженным фрегатам легкие маневренные небольшие суда, способные быстро и эффективно настигнуть добычу, обеспечить абордаж, а если необходимо, то быстро уйти от превосходящего силой противника.
Пираты избегали нападений и прямых столкновений с военными судами.Их добычей, прежде всего были торговые купеческие корабли, имевшие слабое вооружение, или вовсе не вооруженные, и плохо подготовленную к бою команду.
Некоторые исследователи полагают, что именно пиратство дало толчок к появлению на торговых судах пушек и ретирадных пушечных портов в кормовой части.
Большие корабли пираты использовали редко, в качестве плавучей базы, к которой все равно были "приписаны" одно или несколько малых "оперативных" суденышек. Большей же частью, для перевозки трофеев к стационарной базе на побережье использовали трофейный корабль(если его не топили). Известны случаи, когда пираты даже производили обмен - команду атакованного "купца" высаживали на свое небольшое суденышко, давая возможность добраться до берега, а на захваченном корабле следовали в родной порт.

Во «Всеобщуй истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» Джонсона мы можем очень часто столкнуться с понятием "шлюп".

История Эдварда Тича "Черной Бороды" связана с типом корабля - шлюпом (sloop).
На шлюпах плавал сам Тич.На шлюпах плавал и его победитель лейтенант Мэйнард.
Шлюпом была и "Месть королевы Анны".

В William Falconer's Dictionary of the Marine (1780) дается следующее описание:

" ШЛЮП - Сторожевой КОРАБЛЬ, маленькое судно оборудованное одной мачтой, главный парус, которого, прилагается к гафелю в верхней части мачты, и к длинному брусу (гику) ниже; которым парус перекладывается к необходимому галсу.
Шлюп следует отнести к более широкому разряду малых судов, включающему в себя: кеч, бриг или бригантину, биландер, шебеку, шхуну,галиот и доджер."
В начале 18-го века понятие шлюп пересмотрели и стали именовать шлюпами корабли, не имеющие ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24-пушечные фрегаты с трёхмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооружёнными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и вёсла.

Вот пример двух-мачтового шлюпа, который вполне мог использоваться пиратами.

Вспомним, согласно сценарной фабуле, взятой из серии книги "Пираты Карибского моря" Э.С. Криспина, будущая  "Черная жемчужина" изначально называлась «Злая распутная Девка» («Wicked Wench») и принадлежал Британской Ост-Индской компании в качестве торгового судна. Это был трехмачтовый галеон с золотисто-желтым корпусом и белоснежными парусами.
Британия и, в частности, Британская Ост-Индская кампания, смогли создать свои аван-посты и поселения на юге Африки только после банкротства Голландской Ост-Индской кампании в 1794 году.
В Калабаре шотландские миссионеры появились только в 1846 году, а британский протекторат с центром в Калабаре появился лишь в 1880-х годах.

Иными словами, не было никакого Западно-африканского представительства Британской Ост-Индской кампании и, стало-быть в порту (а не в доках) Калабара в 17-м - 18-м веке могли стоять голландские корабли.
Первые белые переселенцы обосновались на юге Африканского континента в 1652 году, когда представитель голландской Ост-Индской Компании Ян ван Рибек основал в районе мыса Доброй Надежды провиантский пункт для снабжения судов, следующих из Европы в Азию.

А значит, не могло существовать в природе и "торгового судна британской Ост-Индской кампании".

Но если забыть об английском происхождении Катлера и Джека Спарроу, или же о британской принадлежности «Wicked Wench», то внимание сразу же привлекают к себе голландские корабли 17-го века и, прежде всего, пинасы.


Одним из первых детищ свободной республики Нидерланды (в 1582 году голландцы наконец освободились из-под испанского протектората) стала Ост-Индская компания, основанная в 1602 г. с разрешения Генеральных штатов.


Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется тип нового торгового судна. Эти суда имели три мачты и вооружались 16 – 20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение Ост-Индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длинны корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галеона. Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины – всего для постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов. При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов – слишком быстро ржавели железные гвозди в солёной морской воде. Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Просторная палуба Ост-Индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность – гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами. Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелёгкий труд команды. Например, для подъёма якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых суднах устанавливались горизонтальные лебёдки – брашпили.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором.

Посмотрите на реплику голландского пинаса "Kalmar Nukel" 1625 года постройки и первый английский "истинный фрегат" - 34-пушечный "Constance Warwick", построенный Питером Петтом в 1646 году и сравните их с "Черной жемчужиной".



Реплика голландского пинаса "Kalmar Nukel"

Голландская "Батавия"

Английский 34-пушечный "Constance Warwick"




Сравнение явно в пользу "голландца".

Выходит, декораторы Голливуда, проектируя "Черную жемчужину", основывались на кораблях голландского производства. Хотя, возможно, их внимание отвлекла и современная реконструция "Queen Anne’s Revenge"(Месть королевы Анны)- корабля Эдварда Тича «Черная Борода».

Реконструция "Queen Anne’s Revenge"(Месть королевы Анны)




В любом случае, киношная "Черная жемчужина" несет в себе несомненные черты всех этих кораблей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий