Реи представляли собой рангоутные деревья, располагавшиеся горизонтально, либо под углом к горизонту и служившие для растягивания на них паруса и последующего управления им.
До начала 16 века реи делали из одной штуки дерева, но с увеличением их длины реи начали делать составными - из двух штук, сращивавшихся примерно на четверть длины и скрепленными тросовыми вулингами, а позднее металлическими бугелями.
Изначально концы (ноки) реев делали ступеньчатыми, что препятствовало сползанию бензелей брасов, топенантов и гитовов к середине рея. Позднее вместо ступеней на круглых ноках реев стали на передней и задней части ставить стоп-клампы - деревянные бруски.
В конце 16 века на передней части середины нижних, а иногда и марса реев стали ставить открытые или закрытые клампы-ловушки, предотвращавшие соскальзывание драйрепов и бейфутов.
В первой половине 18 века среднюю четверть реев стали обшивать планками - латами или батоксами. Обычно их было 8, причем задняя , примыкающая к мачте лата могла быть удлиненной на две следующие четверти.
На задних мачтах - бизани и бонавентуре до второй половины 18 века ставили треугольный продольный, так называемый латинский парус.
Рей несший латинский парус называется латинский рей, рю-рей или рю, который был довольно длинным и формировался из 2-3 штук дерева скрепленных вулингами.Верхний конец рю-рея называли головой, а нижний конец (который был толще верхнего) - пяткой.
Во второй половине 18 века, рю сократили по длине, оставив только верхнюю (до мачты) часть. Такой рей стали именовать гафелем, а парус, устанавливаемый на нем - гафельным парусом или триселем.
Гафель, имевший на коренном конце развилку - "усы", крепили к мачте простым ракс-бугелем. Позднее в 19 веке усы заменили вертлюжным штырем.
Позже, для обеспечения полного развертывания гафельного паруса внизу мачты стали ставить еще один рей - гик. Гик опирался на выступ на мачте - седло и также крепился ракс-бугелем.
Все реи, включая гафели и гики оборудовались необходимым количеством клампов, стопов, шкив-гатов и прочих приспособлений для проводки такелаж.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЯМЫХ РЕЕВ.
Прямые реи - фок-рей и фор-марса-рей делаю из бамбуковых шпажек для шашлыка диаметром примерно 3 миллиметра.Нарезаю заготовки делаю несколько длиннее требуемых размеров.
Обрезаю заготовку рея до квадратного сечения. это позволит просверлить в заготовке отверстия, имитирующие шкив-гаты не на скругленной, а на плоской поверхности, благодаря чему отверстия четко позиционируются по вертикальной и горизонтальной осям.
Затем срезаю грани заготовки и обрабатываю ее надфилями и наждаком,придавая круглое сечение.
На средней части рея имитирую латы, наклеивая полоски бамбука, стараясь придать участку восьмигранную форму.
Скрепление штук, стоставляющих рей имитирую несколькими витками ниток (тросовый вулинг) или полосками фольги (металлический бугель).В средней части рея и на ноках устанавливаю стоп-клампы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГАФЕЛЯ И ГИКА.
Продольные реи - гафели и гики делаю по той же схеме, что и прямые.При этои учитываю, что на ближнем к мачте крае реев имеются вилко-образные "усы".
В отличие от веретенообразных прямых реев, и у гафелей и у гиков ближняя к мачте (коренная) часть толще, чем нок, а максимальной толщины они достигают: гафель - примерно на середине, в месте крепления дирик-фала, а у гик - примерно в 4 футах (порядка 130 см) от ближнего к мачте края.
Заготовку изначально делаю квадратного сечения, чтобы правильно позиционировать и просверлить необходимые отверстия (имитация шкив-гата трисель-шкота у нока рея).
На боковых сторонах коренной части рея делаю срезы для посадки усов, которые изготовляю из ученической линейки.
Придаю заготовке круглое сечение.
В месте крепления усов фольгой имитирую металлические бугели.
В усы и на ноке рея вклеиваю проволочные кольца, имитирующие обухи.В средней части имитирую стоп-клампы и ванген-блоки для проводки тросов такелажа, вклеиваю крепежные утки.
Полную видеоверсию процесса создания мачт смотри: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 23 (Изготовление реев и бушприта).
Комментариев нет:
Отправить комментарий