ЯКОРЯ И ЯКОРНЫЕ УСТРОЙСТВА.
Тысячелетия якорь являлся неотъемлемой принадлежностью каждого корабля.Якорь не только позволял надежно удерживать плав-средство при остановке на середине реки или вдали от морского берега. Очень часто якорь оказывался последним средством спасения людей, судна и груза.
Якорное устройство на морском судне - одно из наиболее ответственных. Оно включает в себя (кроме непосредственно якоря) гибкую связь в виде каната или цепи, средство поъема и крепления якоря на борту судна, а также вспомогательные устройства и приспособления для работы с якорем, спущенным за борт.
О самих Якорях и якорных устройствах сказано и написано немало. В качеств "букваря" можно порекомендовать "Книгу о якорях"Л.Н.Скрягина (http://korabelu.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st000.shtml)
Я же постараюсь в этой статье дать наиболее общие сведения применительно к строящейся модели двухмачтовой марсельной шхуны в масштабе 1:115.
Корабельные якоря.
К XVIII веку, во второй половине которого был построен прототип моей модели - двухмачтовая рыболовецкая шхуна, корабельный якорь давным-давно эволюционировал от камней и прочих грузов, опускавшихся за борт плав-средства и удерживавших судно на месте за счет своей массы, до технически сложного устройства сцеплявшегося с донным грунтом.
К этому времени якорь, изготавливавшийся из металла обрел знакомую нам классическую форму с изогнутыми лапами и деревянным штоком. В 1820-е годы, после испытаний Британским Адмиралтейством якорей разного устройства и разной технологии ковки такой якорь получил название "адмиралтейский".
Повсеместное внедрение унификации и стандартизации в процесс постройки судна изменило и подходы к изготовлению якорей.
Верфи теперь уже не лили якоря непосредственно под выполняемый проект.
В XVIII веке суда (в зависимости от размеров) могли нести в плавании до 5 главных, так называемых становых якорей или плехтов - 4 - подвешенными по-походному под крамболами попарно. Пятый - без штока, как запасной, в трюме за грот-мачтой.
Кроме этого, на корабле было еще несколько малых якорей - верпов (завозов). Они служили для снятия корабля с мели, передвижения в безветрие и против течения на реках.
Якоря классифицировались по весу, а в Британском флоте вес якоря для каждого корабля утверждался Адмиралтейством.
Проектировщик судна рассчитывал вес станового якоря, используя примерно такой алгоритм:
"Для установления веса якоря, соответствующего размерам корабля, надо площадь миделя умножить на 3 и, уменьшив полученное произведение на 1/5 часть его, результат принять за вес якоря в пудах".
В процентах от веса плехта определяли веса завозных якорей "верпов": самый большой верп - стоп-анкер - делали обычно в 1/4 часть веса станового якоря.
Если кораблю полагалось, в зависимости от его класса, нести на борту пять верпов, то их вес составлял от веса станового якоря 1/7, 1/8, 1/9, 1/10 и 1/14 часть.
Расчетные веса передавали в литейный цех,котрый мог находиться совсем в другом городе и даже в другом графстве. Корабелам не надо было вычислять ни длину веретена, ни размер лап и т. д. Якоря были стандартные. Литейный цех получал заказ на производство якоря такой-то массы и изготовлял якорь по своим уже готовым чертежам и расчётам.
В этих расчетах использовались определенные пропорции
Конструктивно якорь представлял собой продольный стержень — веретено, в верхней части которого имеется кольцо - рым для крепления якоря к якорному канату или цепи, а в нижней рога, заканчивающиеся лапами с остриями — носками. Рога прикреплялся к веретену неподвижно.Узел крепления лап к веретену получил название тренд (что в переводе с английского означает изгиб).
Рога могли быть прямыми (как на английских якорях) или скругленными, как у французов.
В XVIII веке поперек веретена в верхней части якоря крепился деревянный брус - шток, ориентированный перпендикулярно плоскости лап. Благодаря такому расположению штока якорь на дне одной из лап упирался в грунт и при натяжении каната зацеплялся за него. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединенных стальными полосами...
На модели двухмачтовой шхуны я буду показывать два становых якоря, закрепленных на русленях "по-походному".
Размеры модельного якоря и его элементов я рассчитал по описанным ранее алгоритмам
Модельные якоря чаще всего отливают из легкоплавких сплавов или паяют из проволоки с последующей шлифовкой и химическим чернением или окраской.В реале, чтобы хоть частично предотвратить коррозию отлитых из черного металла якорей, их окрашивали в черный цвет.
По-скольку по условиям моей "экспериментальной постройки" я не использую сложных инструментов и процессов, в том числе пайки и литья, то якоря я буду делать цельно-деревянными.
Основу будущего якоря составит "Т"-образная конструкция из двух деревянных реек, склеенных со штифтом.
Рейка, из которой я буду формировать веретено якоря, имеет квадратное сечение достаточной площади. Поперечная рейка широка настолько, чтобы вырезать из нее рога якоря полностью.
С помощью скальпеля, надфилей и наждачной бумаги вырезаю рога будущего якоря.
Затем обрабатываю грани веретена, придавая ему округлую форму.
На законцовки рогов клею пластины шпона, из которых формирую лапы. Пластины клею так, чтобы они выступали за край рога, формируя носок.
Поперек верхней части веретена наклеиваю две рейки из которых формирую шток якоря.Крепежные бугели штока имитирую полосками фольги.
В верхней части веретена сверлю отверстие, в которое завожу проволочное кольцо, имитирующее рым.
Готовые якоря окрашиваю смесью черного акрила и металлика, а штоки покрываю морилкой под дуб и матовым лаком.
Обратите внимание - шток якоря расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости, в которой расположены рога.Это позволяет якорю правильно располагаться на дне...
Подробнее процесс изготовления якорей для модели двухмачтовой марсельной шхуны показан в Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 18.
:
Тысячелетия якорь являлся неотъемлемой принадлежностью каждого корабля.Якорь не только позволял надежно удерживать плав-средство при остановке на середине реки или вдали от морского берега. Очень часто якорь оказывался последним средством спасения людей, судна и груза.
Якорное устройство на морском судне - одно из наиболее ответственных. Оно включает в себя (кроме непосредственно якоря) гибкую связь в виде каната или цепи, средство поъема и крепления якоря на борту судна, а также вспомогательные устройства и приспособления для работы с якорем, спущенным за борт.
О самих Якорях и якорных устройствах сказано и написано немало. В качеств "букваря" можно порекомендовать "Книгу о якорях"Л.Н.Скрягина (http://korabelu.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st000.shtml)
Я же постараюсь в этой статье дать наиболее общие сведения применительно к строящейся модели двухмачтовой марсельной шхуны в масштабе 1:115.
Корабельные якоря.
К XVIII веку, во второй половине которого был построен прототип моей модели - двухмачтовая рыболовецкая шхуна, корабельный якорь давным-давно эволюционировал от камней и прочих грузов, опускавшихся за борт плав-средства и удерживавших судно на месте за счет своей массы, до технически сложного устройства сцеплявшегося с донным грунтом.
К этому времени якорь, изготавливавшийся из металла обрел знакомую нам классическую форму с изогнутыми лапами и деревянным штоком. В 1820-е годы, после испытаний Британским Адмиралтейством якорей разного устройства и разной технологии ковки такой якорь получил название "адмиралтейский".
Повсеместное внедрение унификации и стандартизации в процесс постройки судна изменило и подходы к изготовлению якорей.
Верфи теперь уже не лили якоря непосредственно под выполняемый проект.
В XVIII веке суда (в зависимости от размеров) могли нести в плавании до 5 главных, так называемых становых якорей или плехтов - 4 - подвешенными по-походному под крамболами попарно. Пятый - без штока, как запасной, в трюме за грот-мачтой.
Кроме этого, на корабле было еще несколько малых якорей - верпов (завозов). Они служили для снятия корабля с мели, передвижения в безветрие и против течения на реках.
Якоря классифицировались по весу, а в Британском флоте вес якоря для каждого корабля утверждался Адмиралтейством.
Проектировщик судна рассчитывал вес станового якоря, используя примерно такой алгоритм:
"Для установления веса якоря, соответствующего размерам корабля, надо площадь миделя умножить на 3 и, уменьшив полученное произведение на 1/5 часть его, результат принять за вес якоря в пудах".
В процентах от веса плехта определяли веса завозных якорей "верпов": самый большой верп - стоп-анкер - делали обычно в 1/4 часть веса станового якоря.
Если кораблю полагалось, в зависимости от его класса, нести на борту пять верпов, то их вес составлял от веса станового якоря 1/7, 1/8, 1/9, 1/10 и 1/14 часть.
Расчетные веса передавали в литейный цех,котрый мог находиться совсем в другом городе и даже в другом графстве. Корабелам не надо было вычислять ни длину веретена, ни размер лап и т. д. Якоря были стандартные. Литейный цех получал заказ на производство якоря такой-то массы и изготовлял якорь по своим уже готовым чертежам и расчётам.
В этих расчетах использовались определенные пропорции
Конструктивно якорь представлял собой продольный стержень — веретено, в верхней части которого имеется кольцо - рым для крепления якоря к якорному канату или цепи, а в нижней рога, заканчивающиеся лапами с остриями — носками. Рога прикреплялся к веретену неподвижно.Узел крепления лап к веретену получил название тренд (что в переводе с английского означает изгиб).
Рога могли быть прямыми (как на английских якорях) или скругленными, как у французов.
В XVIII веке поперек веретена в верхней части якоря крепился деревянный брус - шток, ориентированный перпендикулярно плоскости лап. Благодаря такому расположению штока якорь на дне одной из лап упирался в грунт и при натяжении каната зацеплялся за него. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединенных стальными полосами...
На модели двухмачтовой шхуны я буду показывать два становых якоря, закрепленных на русленях "по-походному".
Размеры модельного якоря и его элементов я рассчитал по описанным ранее алгоритмам
Модельные якоря чаще всего отливают из легкоплавких сплавов или паяют из проволоки с последующей шлифовкой и химическим чернением или окраской.В реале, чтобы хоть частично предотвратить коррозию отлитых из черного металла якорей, их окрашивали в черный цвет.
Основу будущего якоря составит "Т"-образная конструкция из двух деревянных реек, склеенных со штифтом.
Рейка, из которой я буду формировать веретено якоря, имеет квадратное сечение достаточной площади. Поперечная рейка широка настолько, чтобы вырезать из нее рога якоря полностью.
С помощью скальпеля, надфилей и наждачной бумаги вырезаю рога будущего якоря.
Затем обрабатываю грани веретена, придавая ему округлую форму.
На законцовки рогов клею пластины шпона, из которых формирую лапы. Пластины клею так, чтобы они выступали за край рога, формируя носок.
Поперек верхней части веретена наклеиваю две рейки из которых формирую шток якоря.Крепежные бугели штока имитирую полосками фольги.
В верхней части веретена сверлю отверстие, в которое завожу проволочное кольцо, имитирующее рым.
Готовые якоря окрашиваю смесью черного акрила и металлика, а штоки покрываю морилкой под дуб и матовым лаком.
Обратите внимание - шток якоря расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости, в которой расположены рога.Это позволяет якорю правильно располагаться на дне...
Подробнее процесс изготовления якорей для модели двухмачтовой марсельной шхуны показан в Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 18.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить