понедельник, 25 июля 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть IV (окончание).

Часть IV. Трафальгар - IN GLORY ! (окончание).


15 сентября Горацио Нельсон поднял свой флаг на линейном корабле Victory, а 28 сентября принял командование эскадрой, блокировавшей Кадис, в котором засел французский флот адмирала Вильнева (Villeneuve).

                                                                      HMS Victory в 1805 году

Игнорируя прямые приказы Наполеона, Вильнев продолжал держать флот в Кадисе (хотя, по мнению военных историков, вполне мог прорваться к Ла-Маншу). И только получив приказ о смещении с поста командующего, Вильнев  21 октября 1805 года неожиданно направил эскадру в сторону Бреста.

22 октября возле мыса Трафальгар, невдалеке от Кадиса, союзная эскадра была обнаружена и атакована английской под командованием адмирала Нельсона. Состоялось историческое Трафальгарское сражение, покрывшее славой британский флот, адмирала Горацио Нельсона и его флагман HMS Victory.

                             "Трафальгарская битва" Дж.Тернер (Joseph Mallord William Turner)

Я не стану подробно останавливаться на перепетиях сражения - они неоднократно и весьма подробно и красочно описаны во многих книгах и статьях. Меня более интересует HMS Victory в Трафальгарском сражении.

По замыслу Нельсона англичане, численность флота которых уступала франко-испанскому флоту (27 линейных кораблей и 6 фрегатов против 33 линейников и 7 фрегатов) применили неожиданную и смелую тактику: тогда как французы шли в одной линии, британцы ворвались в их строй двумя клиньями и, разделив, начали громить по частям.
Один из клиньев возглавлял флагман Горацио Нельсона HMS Victory.
Во главе второго клина шел HMS Royal Sovereign под командованием контр-адмирала Коллингвуда (Cuthbert Collingwood).

Нельсон в парадном мундире, без шпаги, не взирая на рекомендации подчиненых - переодеться в неброскую одежду и, вообще, перейти на борт более быстрого и маневренного фрегата, командовал флотом со шканцев своего любимого HMS Victory.

С палуб убрали переборки и все, что могло препятствовать работе орудийных расчетов.  Каждое орудие обслуживали 12 человек и один "пороховой мальчик", или, как его называли, "обезьянка"(подносчик фланелевых мешков с порохом).
Матросские койки свернули в тугие рулоны и установив в коечные сетки, шедшие по верху планширей, накрыли парусиновыми чехлами, сформировав тем самым некое подобие бруствера, защищающего от пуль.

По приказу адмирала на мачтах корабля подняли сигнальные флаги.
Однако, ввиду отсутствия нужных флагов, вместо "Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг", по предложению сигнальщика, была набрана фраза, ставшая с тех пор боевым девизом его соотечественников: "Англия ждет, что каждый исполнит свой долг"("England expects that every man will do his duty").


Клинья английских кораблей под ураганным орудийным огнем вломились в линию французов.
HMS Victory держит курс на огромный 130-пушечный испанский флагман "Santisima Trinidad" и на французский "Bucentaure", где находится Вильнев.
Французы, видя флаг Нельсона, бьют по кораблю с особым усердием.
Англичане не остаются в стороне: при стрельбе с близких расстояний, английские комендоры закладывают в пушки еще второе и даже третье ядро!
Проходя за кормой "Буцентавра", на "Виктори" открыли по нему огонь в упор из короткоствольных крупнокалиберных орудий, изрыгающих 68-фунтовые ядра, поверх каждого из которых засыпалось ведро картечи. Два залпа из карронад, или "дьявольских пушек", как называли эти пушки французы, буквально "смели" корму флагмана Вильнева и уничтожили почти четверть его экипажа.

Через несколько минут после этого  HMS Victory "сваливается" в абордаж с "Redoutable". Французские артиллеристы и стрелки в течение нескольких минут выводят из строя почти всех находящихся на верхней палубе "Виктори". Из 110 человек продолжают сражаться лишь 20.

Капитан Томас Харди слышит слова Нельсона: "Дело слишком горячее, Харди, чтобы ему слишком долго продолжаться!".Комендоры  HMS Victory бьют двойными зарядами в упор по амбразурам вражеских судов. Там потери и разрушения еще больше, чем у англичан. На "Bucentaure" уже уничтожено 20 орудий и убито 400 человек...

И вдруг Харди с ужасом видит: только что стоявший рядом с ним Нельсон падает на левый бок. Пуля, пущенная стрелком с мачты французского "Redoutable", попала в эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины...
Когда Нельсона несут в судовой лазарет, где уже была масса раненых, он накрывает себе лицо платком - чтобы экипаж не догадался, что ранен сам адмирал...
Несмотря на страдания (он понимал, что это конец, и врач лишь пытается облегчить страдания), Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения, то и дело он требуя к себе капитана Харди.

Через час с небольшим после ранения Нельсона, французский главнокомандующий спустил свой флаг на "Bucentaure"...
В 16 часов Харди поздравил адмирала с победой. "Взяты 15 кораблей", — сообщил он. "Это хорошо, — ответил Нельсон, — но я рассчитывал на двадцать"...Через пол-часа в вахтенном журнале "Виктори" было записано: "Частный огонь продолжался до 4 1/2 часов, когда после доклада лорду виконту Нельсону о победе, он скончался от своей раны"...

                                                                      тут скончался Нельсон...

Нельсон умер, зная, что в последнем бою он (и его HMS Victory) одержали победу.
18 кораблей франко-испанского флота сдались. Лишь 11 вражеских кораблей ушли в Кадис, а 4 спасшихся в открытом море вскоре были захвачены англичанами.

HMS Victory настолько пострадал в бою, что не мог двигаться без посторонней помощи.
В "Remark Book" Р.Ф.Робертс (R.F.Roberts),гардемарин HMS Victory дает информацию о ее повреждениях:
"...Корпус имеет многочисленные повреждения от ядер,
в наборе, обшивке бортов (вельсы, спиркетинги) и других уязвимых местах выше и ниже ватерлинии;
повреждены также несколько бимсов, книц и ридерсов;
крамбол правого борта разбит;
реельсы и тимберсы носовой части (стем) срезаны выстрелом;
несколько пушечных портов повреждены, крышки портов сбиты;
руслени мачт повреждены выстрелами и падением бизань-мачты;
множество переборок, элементов пушечных портов сброшены за борт для очитки палуб во время боя.
Бизань мачта перебита выстрелом в 9 футах над палубой.
Грот-мачта повреждена и треснула.
Грота-рей утерян.
Грота-стеньга и эзельгофт повреждены выстрелом и отклонились.
Грота марса-рей поврежден.
Фок-мачта выбита выстрелом из степса, наклонена и удерживается на такелаже стеньги.
Фока-рей,  стеньги и утлегарь бушприта повреждены, часть марселей и парусов бушприта утеряны.
Часть рангоута временно восстановлена за счет запасных стеньг и других деревянных брусов.
При плохой погоде судно набирает 12 дюймов воды в час..."
Серьезно поврежденный корабль аварийно дооснащают для буксировки в Гибралтар, куда HMS Victory  и пребывает (буксируемый) через семь дней после сражения.

                                                          Буксировка HMS Victory в Гибралтар

После небольшого ремонта HMS Victory своим ходом отправляется в Англию. Тяжелый переход занял 7 недель и лишь 4 декабря 1805 года корабль (с телом Нельсона, помещенным в бочку с брэнди, на борту) прибыл в Спитхед (Spithead), где уже стоял на якоре другой участник битвы HMS Temeraire.

                                                   Бочка в которой перевозили тело Нельсона

В виду плохого состояния корабля (в частности, отсутствия бизань-мачты) 7 декабря 1805 года в прессе появилось сообщение, что HMS Victory не годится для продолжения перехода без серьезного ремонта, и что останки Нельсона, по-видимому, следует переправить в Лондон по суше.
Однако, через пару дней оказалось, что в Портсмуте на корабль установили временные мачты и стеньги и 11 декабря 1805 года HMS Victory своим ходом отчалил в Ширнесс.
Из-за неблагоприятных ветров, которые корабль пережидал на якорной стоянке у North Foreland, только 22 декабря HMS Victory прибыл в Ширнесс.

Останки Нельсона (уже в гробу) перенесли на яхту Chatham, которая доставила их к месту захоронения адмирала в Гринвич.
А HMS Victory отправился к нижнему причалу Long Reach выше Ширнесса.

На корабль началось паломничество лондонской знати - каждый, кто имел необходимые связи, мог попасть на военный корабль.
По свидетельству матроса Дж.Брауна (J. Brown): "...было мало места, что бы свободно перемещаться по кораблю - настолько корабль был переполнен дворянами, прибывающими из Лондона, что бы поглазеть на корабль с отверстиями от снарядов в бортах..."

 






Зарисовки Дж.Тернера (Joseph Mallord William Turner), сделанные при посещении HMS Victory в конце декабря 1805 г. в Long Reach.

На 4м эскизе ( вид с левого борта) заметно повреждение фок мачты 18 фунтовым ядром "Redoutable"...Часть фок-мачты с этим повреждением до сих пор хранится на корабле.




В конце декабря 1805 года HMS Victory (с которого этому времени сняли все вооружение и тяжелые элементы, включая балласт, что бы провести по мелководной реке) отбуксировали в Чатем.
Корабль разместили в том же сухом доке из которого 41 год назад он получил "путевку в жизнь".
250 рядовых моряков и пехотинцев были все еще при исполнении служебных обязанностей на борту до 15 января 1806 года.
Уже 1-2 января 1806 года с Виктори сняли весь рангоут и такелаж...

Это не было концом карьеры HMS Victory, но тщательное обследование показало, что достаточно изношенный корпус уже не выносит многотонных нагрузок от более чем сотни артиллерийских орудий.
Было принято решение - снизить количество вооружения корабля и, тем самым, перевести его в категорию "линейный корабль Второго ранга".

9 января 1806 года адмирал Горацио Нельсон был погребен в соборе святого Павла в Лондоне.
Тело адмирала лежит в гробу, преподнеснном ему командиром HMS Swiftsure капитаном  Халлоуеллем (Hallowell) в честь победы при Абукире. Гроб, изготовленный из грот-мачты взорвавшегося в бою французского корабля Orient, символизировал смертность всего живого...


                                                    Колонна Нельсона на Трафальгарской площади

На Трафальгарской площади в Лондоне окружении фонтанов и бронзовых львов возвышается огромная колонна. Ее венчает фигура Нельсона со шпагой в руне, как бы прислонившегося к бухте толстого корабельного каната. Снизу фигура адмирала кажется маленькой, в действительности же она в три человеческих роста. На нее ушло 16 тонн меди из расплавленных французских пушек, взятых в качестве трофея при Трафальгаре. Колонна высока, и с ее вершины медному вице-адмиралу видно море...

Комментариев нет:

Отправить комментарий