пятница, 22 июля 2016 г.

ЗАГАДКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ПАРУСНИКОВ: МНОГОЛИКИЙ HMS Victory. Часть IV.

Часть IV. Трафальгар - IN GLORY !(Во славе!)

После битвы при Сент-Винсенте, в декабре 1797  HMS Victory под командованием лейтенанта Рикмана (J. Rickman) приходит в Чатем (Chatham) и проходит подробное обследование на Чатемской верфи (как судно, длительное время пребывающее в эксплуатации).
В ходе осмотров выявлены серьезные структурные дефекты: носовая часть просела на 18 дюймов, кормовая - на 8 дюймов, имелось искривление киля, большая часть деревянных поверхностей и элементов имела чрезмерный износ.
8 декабря 1798 года комиссией Адмиралтейства принимается решение о выводе Виктори из состава действующего Флота. Судно признается негодным для использования в море и переоборудуется в госпитальное судно, предназначенное для содержания раненных французских и испанских военнопленных.
Госпитальные суда (lazarettos), относящиеся к разряду "халков", как правило, размещали в устьях рек Медуэй ( River Medway) и Темза (River Thames), где они встречали корабли, заходящие в Англию и выдерживавшие карантин, во избежание проникновения в страну инфекционных заболеваний, прежде всего чумы.


                                                                    Госпитальные суда в Вулвиче

Казалось, карьере великолепного трехпалубного флагмана Британского флота предстояло бесславно завершиться среди полу-сотни корпусов кораблей, выживших в штормах и боях и доживающих свой век на задворках.

Но судьба вновь благоволила детищу Томаса Слейда.

18 октября 1799 года 98-пушечный линейный корабль Второго ранга HMS Impregnable, спущенный на воду в 1786 году (успевший отличиться во время "Славного первого июня "(The Glorious First of June) - первого и самого крупного столкновения английского и французского флотов во время французских революционных войн, произошедшего 1 июня 1794 года в Атлантике, в 400 милях к западу от Уэссана (иногда это сражение называют "третьим сражением при Уэссане")), сопровождая конвой из 12 торговых судов из Лиссабона сел на мель у входа в Лангстоунскую гавань (Langstone Harbour). После осмотра корабля было установлено, что он не может быть снят с мели в сохранном состоянии и HMS Impregnable демонтировали.
Британский флот лишился самого крупного (на тот момент) линейного корабля...
И Адмиралтейство принимает решение - вернуть в строй HMS Victory.

В феврале 1800 года в сухом доке Чатемской верфи начинается Большой ремонт (Large Repair), который перерос в фактическую реконструкцию корабля, затянувшуюся на 39 месяцев и обошедшуюся британской казне в 70933 фунтов (для сравнения, стоимость постройки HMS Victory в 1765 году составила 63176 фунтов).

Кораблю лечили старые раны и модернизировали его в соответствии с последними веяниями в кораблестроительной моде.

Устранили провисание штевней.

На княвдигеде заменили тяжелую, почти трёхметровую фигуру короля Георга, с обоих боков поддерживаемого Победой и Славой в обрамлении ангелов и боевых знамён, на более простую и, самое главное, маленькую и лёгкую, с которой корабль и дожил до наших дней.
Теперь под бушпритом находился простой барочный щит с королевскими гербами и девизами и два небольших херувима (по последней итальянской моде XVII века).


                                                        
                        Модель носовой фигуры HMS Victory образца 1765 года (из собраний NMM) 




                                                            Новая носовая фигура HMS Victory

С кормы сняли все архитектурные излишества, декор на балконах и сами балконы. Транцевая плита была фактически изготовлена заново (теперь она была плоской с окнами и имитацией балясин балконных реельсов). За счет отказа от балконов корабль стал короче примерно на 1,5 метра.
С кормового подзора убрали два из четырех пушечных портов, компенсировав количество орудийных постов на нижней орудийной палубе - гандеке ("lower gun deck"(lower deck)) прорезкой двух новых портов в носовой части.


                                           Изменения в конструкции кормовой части HMS Victory

Внутри были заменены отслужившие своё раскатанные пушками доски настилов и разбитые ядрами доски обшивки;
кирпичные печи замененили чугунными;
места хранения оружия, боеприпасов и прочего имущества (так называемые "магазины") обшили медными листами - как меру противопожарной безопасности (медь не дает искру при ударе) и защиты от крыс;
полностью заменили все кабестаны.
Корабельный лазарет перенесли в носовую часть опердека.


                                                  Корабельный лазарет в носовой части опердека HMS Victory

На квартередеке (перед штурвалом и нактоузом) убрали решетки светового люка и замостили проем в палубе палубным настилом. Таким образом обеспечивалось удобство обслуживания 12-фунтовых орудий, установленных на квартердеке.
Сделано это было по указанию вице-адмирала Горацио Нельсона, курировавшего ремонт.
Парадоксально, но именно на "новой" палубе квартердека во время Трафальгарского сражения Нельсон и получит смертельное ранение...


                                           Изменения квартердека в ходе Большого ремонта 1800-1803

Серьезной переработке подвергся рангоут и такелаж HMS Victory
Руслени мачт (chainwales) подняли выше пушечных портов верхней орудийной палубы (upper deck), что бы стоячий такелаж не мешал ведению огня.

Мачты из цельных стволов заменили "составными" - из нескольких продольных элементов - фишей и шпинделей, сплоченных металлическими обручами - бугелями.
Верхние мачты (стеньги), ранее изготовленные из дуба, были заменены более легкими из пихты. Перетянули ванты и штаги.

Кронштейны для коечных сеток, идущие во верхушке фальшбортов обшили щитами из 38-мм доски, для дополнительной защиты от стрелкового оружия.

Корпус окрасили в черный цвет с продольными полосами горчичного цвета по линиям пушечных портов (что подчеркивало агрессивность корабля). Черные крышки пушечных портов довершили формирование знаменитой "шахматной доски Нельсона" (Nelson chequer).



                                             Модель HMS Victory образца 1803 года ( из собраний NMM)

К середине апреля 1803 года отремонтированный HMS Victory, вооруженный 104 орудиями:

        30 x 32-фунтовок (длинных)  на гандеке;
        28 x 24-фунтовок (длинных)  на миделдеке;
        30 x 12-фунтовок (длинных)  на опердеке;
        12 x 12-фунтовок (коротких) на квартердеке;
         2 x 12-фунтовок (средних)  на форкастеле;
         2 x 32-фунтовые карронады  на форкастеле

(в том числе новыми пушками конструкции Томаса Бломфельда (Thomas Blomefield) с винградным ухом) вновь зачислили в состав Британского королевского флота как линейный корабль Первого ранга.

К 1803 г. значительная часть Европы была подчинена французскому влиянию, однако, крупная французская буржуазия хотела большего — установления своей гегемонии во всей Европе.
Наполеон отлично понимал, что главным противником его захватнических планов является Англия, и готовился к новой войне с ней.
В мае 1803 г. Англия объявила Франции войну. Английский флот заблокировал морские базы Франции, а в начале 1805 г. (после конфликта между Англией и Испанией, в котором большую роль сыграла постройка последней кораблей для Франции) были заблокированы и базы Испании.


                     HMS Victory в 1803 году в Чатеме (Эскизы Джона Констэбла ( John Constable))

18 мая 1803 года Нельсон поднял на Виктори свой адмиральский флаг, а спустя пару месяцев корабль под командой капитана Харди (Hardy) отправился в изнурительный 18 месячный поход - HMS Victory участвует в блокаде Cредиземноморья, курсируя между Францией и Египтом, Англией и Вест-Индией; совершает поход в Гибралтар.
Наконец в августе 1805 года возвращается в Портсмут, где проходит небольшое плановое обслуживание, в ходе которого 32-фунтовые карронады на форкастеле заменяют 68-фунтовыми, снятыми с 74-пушечного HMS Kent...

Комментариев нет:

Отправить комментарий