воскресенье, 25 октября 2015 г.

ВЕРФЬ НА СТОЛЕ:ЧЕРТЕЖ МОДЕЛИ ПАРУСНОГО КОРАБЛЯ. Часть I

Часть I. МАСШТАБ МОДЕЛИ.

Прежде чем начать постройку модели парусника, следует разобраться в некоторых теоретических вопросах. Вопросы эти, в принципе, связаны между собой, но от них зависит весь процесс постройки модели и то, какой она получится.

Начнем с масштаба.
При изображении большого объекта в рисунке, чертеже, модели и т. п. мы (как правило) уменьшаем величину объекта в несколько раз: в два, пять, десять, сто, тысячу и так далее. Число, показывающее, во сколько раз уменьшен изображенный объект, есть масштаб.
Правильный выбор масштаба весьма важен при работе над моделью.
С одной стороны, чем больше масштаб (т.е. чем меньше мы уменьшаем размеры прототипа), тем больше возможностей в точной передаче деталей и элементов открывается перед моделистом.
С другой стороны, в погоне за точностью деталировки моделист, под-час, получает модель гигантских масштабов, что сопряжено и с необходимостью использования большого количества дефицитных материалов, и с поиском места для размещения и демонстрации модели.
В самом деле, попытавшись построить модель английского трехдечного линейного корабля I ранга в масштабе 1:48 ( такой масштаб предписывался британским Адмиралтейством для проектных чертежей и "презентационных" моделей новых кораблей), максимальная длина которого составляла порядка 230 футов, мы бы получили модель почти в 1,5 метра длиной! Зато, могли бы эффектно деталировать корабельные пушки, которые в данном масштабе имели бы стволы порядка 6 см. А вот, в масштабе 1:100 модель будет около 70 см.
Зато, к примеру, небольшой сто-футовый пакетбот или двухмачтовый бриг в том же 48-м масштабе имели бы длину всего 65-70 см, тогда как в масштабе 1:100 - всего около 30 см.
Кроме того, масштаб модели предъявляет определенные требования к мастерству и технологическим возможностям моделиста.
На модели большого масштаба потребуется ювелирная точность в исполнении множества элементов оборудования корабля.
А вот малый масштаб повлечет необходимость определенных ограничений, связанных со сложностью воспроизведения определенных элементов и деталей ( к примеру, уже в масштабе 1:100 выбленки (ступени) вант придется имитировать нитью толщиной в 0,2 мм...десятыми долями миллиметра будут измеряться швы между обшивочными досками, крепежные и такелажные нагели и т.пр.).
Выбирая масштаб будущей модели (если он не задан заранее), моделист должен предусмотреть и размеры места, где модель будет выставлена, и собственные возможности и опыт, и наличные материалы и инструмент.

Вы уже заметили, что я обозначаю масштаб в виде арифметического действия - "деления" : 1:48; 1:100... Такой способ обозначения масштаба называют "численным".
Численный масштаб указывает нам, что каждая единица размера на прототипе делится на определенное число для получение размеров модели.Имея размерения прототипа с помощью численного масштаба легко просчитать размерения будущей модели.


Также моделисты используют так называемый "графический масштаб".
Графический масштаб - это так называемая "масштабная линейка", которую можно увидеть на многих чертежах. Обычно, это две полоски с делениями, расположенные одна над другой. Одна полоска отображает длину в несколько метров (футов) в масштабе чертежа. Вторая полоска - та же длина в разбивке на реальные сантиметры и миллиметры.

К примеру, 10 английских футов(300 см) в масштабе 1:100 будут соответствовать 3 см. Масштабная линейка в этом случае может представлять собой две полоски длиной 3 см, одна из которых будет поделена на 5 или 10 частей (по 1 или 2 масштабных фута соответственно), а вторая на 3 см или 30 мм. Иногда сантиметровая линейка имеет миллиметровую разбивку только для 1-2 сантиметров.
Встречаются масштабные линейки с "шашечной" (на черные и белые квадратики) разбивкой. Такие линейки делают на чертежах, содержащих изображения в разных масштабах ( отдельные элементы изображаются в увеличенном (2:1; 5:1) масштабе относительно основного чертежа). Клеточки большего размера соответствуют основным изображениям, а меньшие - деталировке.

Чертежами, прошедшими полиграфическую обработку или распечатанными на принтере следует пользоваться с осторожностью. Все эти способы обработки неизбежно дают искажения и погрешности.
По-этому, прежде, чем использовать чертеж, стоит проверить масштабную линейку - измерить длину сантиметровой линейки. Если указанная на чертеже длина соответствует реальной - чертеж соответствует указанному масштабу.
Рассмотрим пример.
На распечатанном чертеже с указанным масштабом 1:100 10 см на масштабной линейке при проверочном измерении составили 8,5 см.
Для получения чертежа, соответствующего указанному на нем масштабе, его (каждый размер на чертеже) надо увеличивать в 10/8,5 = 1,17 раза.
Или изменить масштаб будущей модели с  1:100, на -  1/8,5*100 = 117 или 1:117.

Наконец, хотелось бы остановиться на "линейке" используемых судомоделистами масштабов.

Я уже упоминал "адмиралтейский" масштаб 1:48.
Это один из дюймовых масштабов:

- масштаб "одна первая" - 1 дюйм (2,54 см) на чертеже на один фут(30 см) строящегося судна (1:12 в метрической системе);
- масштаб "одна четвертая" — четверть дюйма чертежа на фут судна (1:48 в метрической системе);
- масштаб "одна восьмая" - (1:96 в метрической системе).

Этот масштаб (1:48) был избран и утвержден британским Адмиралтейством и использовался в XVII-XIX веках для проектных чертежей новых кораблей. В этом же масштабе предписывалось строить и модель для презентации в Адмиралтействе - так называемую «адмиралтейскую модель», точно передающую внутренний набор корпуса, расположение портов, палуб, платформ, бархоутов и других элементов корпуса. Эту модель строил сам судостроитель, как образец для последующей постройки корпуса судна. После постройки судна, модель передавалась в Адмиралтейство, для использования ее в постройке серии одинаковых судов, или для хранения.
Благодаря этому, сохранилось большое количество моделей кораблей и судов XVII-XIX веков, а масштабы 1:32, 1:48, 1:96 по прежнему традиционно используется для моделей парусных кораблей.

С развитием моделизма и распространением метрической системы, значительное распространение получили метрические масштабы, такие как 1:25, 1:50, 1:100, 1:200, 1:400 и так далее, вплоть до масштабов 1:1250 и более мелких, объединенных названием «микромодели». Развитие пластикового моделизма принесло распространение масштабам 1:144, 1:350, 1:700. Кроме того, зачастую, модель, предназначенная для использования в диораме, выполняется в масштабе авиа-, авто- либо БТТ-моделизма (1:25, 1:35, 1:72 и так далее).

Стоит выделить масштаб 1:1250 (или же 1:1200), используемый для постройки так называемых "моделей до ватерлинии" ("настольных"). Основоположником этого направления в моделизме можно считать Фредерика Т. Джейна, выпустившего в 1898 году справочник по боевым кораблям мира,в котором содержались и силуэтные изображения  кораблей на ходу в море, что очень помогало опознаванию.
Чуть позднее по типу этих изображений стали создавать силуэтные модели кораблей для штабных стратегических игр. В начале XX века фирмы  «Bassett-Lowke», «Wiking-modelle» начали выпуск коллекционных моделей этого масштаба, которые стали использовать не только для коллекционных и развлекательных целей, но и в морских военно-образовательных учреждениях, в работе над планированием и изучением морских операций, как наглядное пособие. Эта практика была распространена вплоть до Второй мировой войны включительно, в Великобритании и Германии. На сегодняшний день самой большой коллекцией этих миниатюр по праву считается коллекция Питера Тамма (сейчас входящая в состав коллекции Internationales Maritimes Museum Hamburg), насчитывающая 36 тысяч моделей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий