суббота, 22 июня 2013 г.

ВЕРФЬ НА СТОЛЕ - ЭТО СЕРЬЕЗНО.



Сегодня, с подачи российско-китайской фирмы ДэАгостини на территориях стран бывшего Союза наблюдается настоящий бум строительства моделей парусников.Сотни подростков,взрослых дядь и теть,пенсионеров покупают в киосках печатной продукции очередные номера журнала-патворка из серии "Великие парусники" и на домашней верфи за письменным или кухонным столом строят модель парусного корабля - "Виктори" или "Баунти"...

Для кого-то это - просто занимательное проведение свободного времени, а кто-то всерьез открывает для себя увлекательный мир судомоделизма.

Моделизм,почему-то,принято считать занятием детским,несерьезным.Но это - заблуждение.
Тот же судомоделизм - очень древнее искусство !
На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок - детские игрушки...
При раскопках в древней Месопотамии находят культовые модели кораблей из серебра,датируемые четвертым веком до нашей эры...
Культовые модели кораблей находят в гробницах Долины царей на месте Древнего Египта, в нурагах на о.Сардиния, в районах распространения этрусской культуры...
Что уж говорить об эпохе Древней Греции и Римской империи.Достаточно упомянуть, что и постамент знаменитой Ники Самофракийской в парижском Лувре имеет форму носа греческой галеры...

В эпоху Великих географических открытий в связи с развитием науки и техники получает значительное развитие строительство кораблей, начинают совершенствоваться и их модели,часть из которых строят по расчетам и чертежам, со всеми подробностями.
В начале 17-го века комиссар доков в Чатеме (Лондон) Финеас Петт начинает официально изготавливать модели английских кораблей.В это же время модели начали строить не только в Англии, но и в Голландии, Франции и России.Эти модели кораблей использовали в качестве образцов и в опытных целях.Позднее постройка модели корабля стала обязательной составляющей строительства корабля настоящего.

В том же 17 веке модели кораблей становятся и произведениями искусства, бережно хранимыми в музеях и частных коллекциях.Начало этому направлению судомоделизма положили пленные французы, содержавшиеся в английских лагерях в Дартмуре,Дорчестере и Норман Кроссе в период франко-английской морской войны.
Среди пленных оказались искусные мастера по золоту, дереву или слоновой кости, скульпторы,краснодеревщики, часовщики.Используя примитивные интсрументы и небольшое количество подручного материала они создавали небольшие модели кораблей с деревянным корпусом, такелажем из нитей от одежды или человеческого волоса, на подставках под оригинальными стеклянными колпаками...Модели эти высоко ценятся и сегодня.
В 20-м веке судомоделизм стал увлечением миллионов, увлечением серьезным.В среде судомоделистов взрос не один десяток мастеров с мировым именем, чемпионов и призеров мировых первенств по постройке моделей кораблей.
 Модель HMS Victory (1737) датируемая 1744 годом, из коллекции National Maritime Museum, Greenwich, London

 Модель каравеллы Колумба "Санта Мария", созданная одесским мастером-ювелиром Е.Епуром

О серьезности "маленьких корабликов" говорит такой факт.В 1935 году на побережье Вирджинии (США) была пущена в плавание 80-сантиметровая модель парусника, которая за два года, преодолев почти 7000 км прибыла на рейд французского Гавра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий