ПОДЪЕМ И УКЛАДКА ЯКОРЕЙ "ПО-ПОХОДНОМУ".
Подъем корабельного якоря.
Прежде чем рассказать об установке якорей на модель двухмачтовой марсельной шхуны масштаба 1:115, хочу вкратце остановиться на процессе подъема якоря парусного судна.
Итак, судно стоит на якоре - якорь опушен на дно, вытравлено достаточное количество якорного каната, который особым образом зафиксирован на битенге.
Ранее уже говорилось, что судно находится не строго над местом залегания якоря. Как правило, якорный канат, плоскость дна и условный перпендикуляр опущенный к дну с корабля составляют некий прямоугольный треугольник, где канат выполняет роль гипотенузы. Длина втравленного каната составляет не менее трех глубин в месте постановки на якорь, что позволяет якорю лечь на дно под определенным углом и нормально зацепиться за него.
Над местом залегания якоря на поверхности моря плавает томбуй, соединенный с якорем буйрепом.
Процесс снятия с якоря сводится к подъему его из воды на борт и крепление на борту.
Прежде всего судно подтягивают к месту залегания якоря с тем, чтобы якорь расположился под грузоподъемной кран-балкой - крамболом.
Подтягивают якорь используя грузоподъемную лебедку - брашпиль или шпиль.
На небольших кораблях, использующих горизонтальный брашпиль этот процесс не сложен : несколько матросов вращают при помощи ганшпугов веретено брашпиля, через которое переброшены 2-3 шлага (оборота) якорного каната. Сходя с брашпиля канат перенаправляется через специальный люк или проем в палубе в канатный колодец, расположенный в трюме.
На больших кораблях, использующих вертикальную лебедку - шпиль, процесс выборки якорного каната более сложный и носит название кабаляринга.
Поскольку якорный канат на этих судах достаточно толстый и его сложно наматывать на веретено (барабан) лебедки, то на шпиль наматывают специальный направляющий трос меньшей толщины - кабаляр (от голландского kabelaaring - канатное кольцо), проведенный особым образом по палубе корабля.
Фактически, кабаляр представляет собой непрерывное тросовое кольцо, несколькими шлагами наброшенное на барабан шпиля, установленного в задней части палубы на шканцах позади грот-мачты и проведенное по обеим бортам палубы и через специальные шарниры - ролерсы в носовой части судна.
Матросы вращая барабан шпиля, обеспечивают поступательное движение кабаляра.Этот процесс назывался выхаживанием якоря и в нем, в зависимости от веса якоря могло участвовать до 50 человек.
Еще одна часть команды подвязывает специальными канатными сезнями к кабаляру якорный канат, входящий в палубу через якорный клюз. Кабаляр двигаясь, тянет за собой якорный канат
Третья часть команды перед люком, ведущим в канатный колодец (ящик) отсоединяет канат от кабаляра.
После того, как судно становилось над якорем, процесс выхаживания продолжался до тех пор, пока над водой не появлялось кольцо якоря.
Стоит заметить, что в случае, если якорь крепко держался на дне, его выдергивала при помощи буйрепа специальная команда на баркасе.
Когда над водой появлялся шток якоря с кольцом, лебедку стопорили ("брали на пал").
В появившееся над водой кольцо заводили гак кат-талей и подтягивали этими талями якорь под крамбол (это называлось "взять на кат").
Затем в кольцо якоря заводили толстый конец - пертулинь ("брали на перт"), который в-натяжку крепили на специальном бортовом кнехте.
Далее при помощи фиш-талей, основанных на фиш (пентер) балке, шарнирно укрепленной на фок-русленях (как вариант - крепившейся к палубе) переводили веретено якоря в горизонтальное положение ("взять на фиш") и специальным тросом или тросом с цепью - рустовом, заведенным за тренд подтягивали и крепили к бортовым кнехтам "брали на рустов").
При креплении якоря "по-походному" одна из лап якоря, как правило, упиралась в борт. Для предохранения обшивки, под лапу подкладывали доску - шкун (иногда шкун был частью бортовой обшивки).
Видео об изготовлении томбуя, сборке якорного устройства смотри тут: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна. Часть 31.
Подъем корабельного якоря.
Прежде чем рассказать об установке якорей на модель двухмачтовой марсельной шхуны масштаба 1:115, хочу вкратце остановиться на процессе подъема якоря парусного судна.
Итак, судно стоит на якоре - якорь опушен на дно, вытравлено достаточное количество якорного каната, который особым образом зафиксирован на битенге.
Ранее уже говорилось, что судно находится не строго над местом залегания якоря. Как правило, якорный канат, плоскость дна и условный перпендикуляр опущенный к дну с корабля составляют некий прямоугольный треугольник, где канат выполняет роль гипотенузы. Длина втравленного каната составляет не менее трех глубин в месте постановки на якорь, что позволяет якорю лечь на дно под определенным углом и нормально зацепиться за него.
Над местом залегания якоря на поверхности моря плавает томбуй, соединенный с якорем буйрепом.
Процесс снятия с якоря сводится к подъему его из воды на борт и крепление на борту.
Прежде всего судно подтягивают к месту залегания якоря с тем, чтобы якорь расположился под грузоподъемной кран-балкой - крамболом.
Подтягивают якорь используя грузоподъемную лебедку - брашпиль или шпиль.
На небольших кораблях, использующих горизонтальный брашпиль этот процесс не сложен : несколько матросов вращают при помощи ганшпугов веретено брашпиля, через которое переброшены 2-3 шлага (оборота) якорного каната. Сходя с брашпиля канат перенаправляется через специальный люк или проем в палубе в канатный колодец, расположенный в трюме.
На больших кораблях, использующих вертикальную лебедку - шпиль, процесс выборки якорного каната более сложный и носит название кабаляринга.
Поскольку якорный канат на этих судах достаточно толстый и его сложно наматывать на веретено (барабан) лебедки, то на шпиль наматывают специальный направляющий трос меньшей толщины - кабаляр (от голландского kabelaaring - канатное кольцо), проведенный особым образом по палубе корабля.
Фактически, кабаляр представляет собой непрерывное тросовое кольцо, несколькими шлагами наброшенное на барабан шпиля, установленного в задней части палубы на шканцах позади грот-мачты и проведенное по обеим бортам палубы и через специальные шарниры - ролерсы в носовой части судна.
Матросы вращая барабан шпиля, обеспечивают поступательное движение кабаляра.Этот процесс назывался выхаживанием якоря и в нем, в зависимости от веса якоря могло участвовать до 50 человек.
Еще одна часть команды подвязывает специальными канатными сезнями к кабаляру якорный канат, входящий в палубу через якорный клюз. Кабаляр двигаясь, тянет за собой якорный канат
Третья часть команды перед люком, ведущим в канатный колодец (ящик) отсоединяет канат от кабаляра.
После того, как судно становилось над якорем, процесс выхаживания продолжался до тех пор, пока над водой не появлялось кольцо якоря.
Стоит заметить, что в случае, если якорь крепко держался на дне, его выдергивала при помощи буйрепа специальная команда на баркасе.
Когда над водой появлялся шток якоря с кольцом, лебедку стопорили ("брали на пал").
В появившееся над водой кольцо заводили гак кат-талей и подтягивали этими талями якорь под крамбол (это называлось "взять на кат").
Затем в кольцо якоря заводили толстый конец - пертулинь ("брали на перт"), который в-натяжку крепили на специальном бортовом кнехте.
Далее при помощи фиш-талей, основанных на фиш (пентер) балке, шарнирно укрепленной на фок-русленях (как вариант - крепившейся к палубе) переводили веретено якоря в горизонтальное положение ("взять на фиш") и специальным тросом или тросом с цепью - рустовом, заведенным за тренд подтягивали и крепили к бортовым кнехтам "брали на рустов").
При креплении якоря "по-походному" одна из лап якоря, как правило, упиралась в борт. Для предохранения обшивки, под лапу подкладывали доску - шкун (иногда шкун был частью бортовой обшивки).
Фиш-тали отсоединяли от якоря,а фиш-балку укладывали в отведенное для нее место и крепили.
Блок
с гаком кат-талей, либо отсоединяли от кольца якоря и подвязывали к
крамболу, либо оставляли зацепленным за кольцо и обтягивали.Видео об изготовлении томбуя, сборке якорного устройства смотри тут: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна. Часть 31.
Тема хорошо раскрыта.. Классное объяснение всему. Спасибо!
ОтветитьУдалитьТолько на картинке ошибочка(это 4-я сверху(эпизод с поворачиванием брашпиля) - там художник, не зная нюансов, канат "намотал" на барабан брашпиля в другую сторону. Канат заводился на бОльший диаметр и снимался с малого. Иначе брашпиль работать не будет.