Часть I. На пути к Победе.
18 сентября 2009 года в ходе торжественных мероприятий, посвященных официальному открытию Национального музея королевского военно-морского флота Великобритании (NMRN) в Портсмуте был произведен артиллерийский салют всеми орудиями правого борта 100-пушечного линейного корабля Первого ранга HMS Victory.
Напомним - HMS Victory был флагманом командующего британским флотом адмирала Горацио Нельсона в Трафальгарской битве 21 октября 1805 года, в которой Англия одержала победу над франко-испанским флотом.
- Но, позвольте,- скажет читатель, - этого не может быть! Кораблю ведь больше двухсот лет!
Однако же, это факт - в сухом доке №2 Портсмутской судоверфи с 1922 года хранится именно тот самый боевой корабль, ставший в 1805 году гордостью и славой британского флота. И пусть бортовой залп производили не из оригинальных пушек (большую их часть давно заменили деревянными макетами), а с помощью пиротехнических зарядов, укрепленных на стволах орудий. Но в плане основных конструктивных элементов "Виктори" - историческое парусное судно, построенное более двух веков назад.
HMS Victory в сухом доке Портсмута
История корабля полна драматических эпизодов, тайн и загадок. В этом рассказе мы попытаемся приподнять вуаль времени, приоткрыть завесу тайны над некоторыми из этих событий.
Будущий "отец" HMS Victory - сэр Томас Слейд, родившийся в 1703 году, происходил из семьи потомственных кораблестроителей. Его дядя, Беджамин Слейд, будучи главным корабельным мастером на Плимутской верфи, взял племянника на обучение. Под началом дяди Томас изучал вопросы постройки и ремонта кораблей. В 1744 году 21-летний Слейд был назначен заместителем мастера на верфи в Вулвиче, где продолжил совершенствование своих знаний.
Сэр Томас Слейд
История - вещь порой очень запутанная. Какие-то события или судьбы раз соприкоснувшись, встречаются в последующем вновь и вновь. Немало таких переплетений и в истории HMS Victory.
Английский Вулвич (иногда произносится как Вулидж), в 1889 году ставший районом Лондона, начиная с 1512 года развивался как Королевская верфь. Со стапелей Вулвичской верфи сошли такие знаменитые корабли, как флагман Карла I - HMS Sovereign of the Seas; участник двух кругосветок - HMS Dolphin; корабль, на котором Чарльз Дарвин совершил свои исследовательские путешествия - HMS Beagle.
Верфь Вулвича, 1733 г.
В 1746 году на верфи Вулвича был заложен 100-пушечный линейный корабль Первого ранга "Royal Anne". В ходе строительства корабль переименовали в честь правившего тогда монарха Георга II - в HMS Royal George.
Корабль этот необычен тем, что не был абсолютно новым кораблем.
Он начал свою жизнь в 1670 году под названием HMS St. Andrew в Дептфорде.
В 1702 году встал на реконструкцию в Вулвиче, откуда вышел в 1704 году под именем HMS Royal Anne. Под этим именем он служил до 1727 года, когда был разобран в Чатеме для перестройки. Однако перестройку отложили и древесина хранилась в Чатеме до 1746 года, когда было приказано восстановить корабль. Но после очередного восстановления, с учетом "Уложений 1745 года", корабль имел мало общего с бывшей HMS Royal Anne и был переименован в HMS Royal George. При постройке было использовано значительное количество новой древесины. Корабль получился на 8 футов длиннее и на 300 тонн тяжелее предшественника.
HMS Royal George в 1757 г.
В 1756 году HMS Royal George спустили на воду. Корабль на тот момент являлся самым большим в мире. Его водоизмещение составляло 2047 тонн, длина по гондеку - 178 футов (54,3 м), ширина по миделю - почти 52 фута (15,8 м). HMS Royal George имел на вооружении 100 пушек, из них: по 28 42-фунтовых и 24-фунтовых, 40 12 фунтовых и 4 6-фунтовых.
Ввод HMS Royal George в строй пришелся в аккурат к началу Семилетней войны (1756-1763) в ходе которой корабль, будучи флагманом британского адмирала Эдварда Хока (и единственным английским 100-пушечным кораблем), во главе эскадры из 33 кораблей участвовал в знаменитой "Битве в бухте Киберон". Эскадра адмирала Хока разблокировала отряд кораблей под командой Роберта Даффа, блокированный французами в бухте Киберон и практически уничтожила французский флот, заставив Францию отказаться от идеи высадки морского десанта на Британские острова...
С HMS Royal George связано первое знакомство Томаса Слейда со 100-пушечным линейным кораблем. К 1746 году, когда на верфи Вулвича начали строительство будущего Royal George, сэр Томас уже два года работал заместителем Главного мастера верфи. Всего лишь год назад Адмиралтейством было принято так называемое "Уложение 1745 года", регламентировавшее постройку и вооружение кораблей, строившихся на верфях для Королевского флота. Одним из пунктов этого уложения устанавливалось, что вопросы проектирования кораблей, которые до этого были прерогативой Главных мастеров, теперь передавались в ведение Сюрвейера флота. Сюрвейер готовил проектную документацию и подробные спецификации на постройку (включая все размеры и, даже, калькуляции расходных материалов), которые после утверждения Адмиралтейством направлялись на верфь. На главного мастера возлагалась только лишь организация работ в строгом соответствии со спецификациями. Томасу Слейду пришлось в течении четырех лет вместе с главным мастером Вулвичской верфи заниматься организацией постройки HMS Royal George.
В 1750 году Томас Слейд получил место главного корабельного мастера в Плимуте, сменив на этом посту умершего дядю. Он еще раз окажется в Вулвиче только 27 мая 1752, ровно на три недели, не успев что-либо сделать, потому что Слейда сразу переводят в перспективный Чатем - на верфь, построенную под требования нового "Уложения" по водоизмещению кораблей. Но с HMS Royal George судьба Томаса Слейда еще пересечется...
18 сентября 2009 года в ходе торжественных мероприятий, посвященных официальному открытию Национального музея королевского военно-морского флота Великобритании (NMRN) в Портсмуте был произведен артиллерийский салют всеми орудиями правого борта 100-пушечного линейного корабля Первого ранга HMS Victory.
Напомним - HMS Victory был флагманом командующего британским флотом адмирала Горацио Нельсона в Трафальгарской битве 21 октября 1805 года, в которой Англия одержала победу над франко-испанским флотом.
- Но, позвольте,- скажет читатель, - этого не может быть! Кораблю ведь больше двухсот лет!
Однако же, это факт - в сухом доке №2 Портсмутской судоверфи с 1922 года хранится именно тот самый боевой корабль, ставший в 1805 году гордостью и славой британского флота. И пусть бортовой залп производили не из оригинальных пушек (большую их часть давно заменили деревянными макетами), а с помощью пиротехнических зарядов, укрепленных на стволах орудий. Но в плане основных конструктивных элементов "Виктори" - историческое парусное судно, построенное более двух веков назад.
HMS Victory в сухом доке Портсмута
История корабля полна драматических эпизодов, тайн и загадок. В этом рассказе мы попытаемся приподнять вуаль времени, приоткрыть завесу тайны над некоторыми из этих событий.
Будущий "отец" HMS Victory - сэр Томас Слейд, родившийся в 1703 году, происходил из семьи потомственных кораблестроителей. Его дядя, Беджамин Слейд, будучи главным корабельным мастером на Плимутской верфи, взял племянника на обучение. Под началом дяди Томас изучал вопросы постройки и ремонта кораблей. В 1744 году 21-летний Слейд был назначен заместителем мастера на верфи в Вулвиче, где продолжил совершенствование своих знаний.
Сэр Томас Слейд
История - вещь порой очень запутанная. Какие-то события или судьбы раз соприкоснувшись, встречаются в последующем вновь и вновь. Немало таких переплетений и в истории HMS Victory.
Английский Вулвич (иногда произносится как Вулидж), в 1889 году ставший районом Лондона, начиная с 1512 года развивался как Королевская верфь. Со стапелей Вулвичской верфи сошли такие знаменитые корабли, как флагман Карла I - HMS Sovereign of the Seas; участник двух кругосветок - HMS Dolphin; корабль, на котором Чарльз Дарвин совершил свои исследовательские путешествия - HMS Beagle.
Верфь Вулвича, 1733 г.
В 1746 году на верфи Вулвича был заложен 100-пушечный линейный корабль Первого ранга "Royal Anne". В ходе строительства корабль переименовали в честь правившего тогда монарха Георга II - в HMS Royal George.
Корабль этот необычен тем, что не был абсолютно новым кораблем.
Он начал свою жизнь в 1670 году под названием HMS St. Andrew в Дептфорде.
В 1702 году встал на реконструкцию в Вулвиче, откуда вышел в 1704 году под именем HMS Royal Anne. Под этим именем он служил до 1727 года, когда был разобран в Чатеме для перестройки. Однако перестройку отложили и древесина хранилась в Чатеме до 1746 года, когда было приказано восстановить корабль. Но после очередного восстановления, с учетом "Уложений 1745 года", корабль имел мало общего с бывшей HMS Royal Anne и был переименован в HMS Royal George. При постройке было использовано значительное количество новой древесины. Корабль получился на 8 футов длиннее и на 300 тонн тяжелее предшественника.
В 1756 году HMS Royal George спустили на воду. Корабль на тот момент являлся самым большим в мире. Его водоизмещение составляло 2047 тонн, длина по гондеку - 178 футов (54,3 м), ширина по миделю - почти 52 фута (15,8 м). HMS Royal George имел на вооружении 100 пушек, из них: по 28 42-фунтовых и 24-фунтовых, 40 12 фунтовых и 4 6-фунтовых.
Ввод HMS Royal George в строй пришелся в аккурат к началу Семилетней войны (1756-1763) в ходе которой корабль, будучи флагманом британского адмирала Эдварда Хока (и единственным английским 100-пушечным кораблем), во главе эскадры из 33 кораблей участвовал в знаменитой "Битве в бухте Киберон". Эскадра адмирала Хока разблокировала отряд кораблей под командой Роберта Даффа, блокированный французами в бухте Киберон и практически уничтожила французский флот, заставив Францию отказаться от идеи высадки морского десанта на Британские острова...
С HMS Royal George связано первое знакомство Томаса Слейда со 100-пушечным линейным кораблем. К 1746 году, когда на верфи Вулвича начали строительство будущего Royal George, сэр Томас уже два года работал заместителем Главного мастера верфи. Всего лишь год назад Адмиралтейством было принято так называемое "Уложение 1745 года", регламентировавшее постройку и вооружение кораблей, строившихся на верфях для Королевского флота. Одним из пунктов этого уложения устанавливалось, что вопросы проектирования кораблей, которые до этого были прерогативой Главных мастеров, теперь передавались в ведение Сюрвейера флота. Сюрвейер готовил проектную документацию и подробные спецификации на постройку (включая все размеры и, даже, калькуляции расходных материалов), которые после утверждения Адмиралтейством направлялись на верфь. На главного мастера возлагалась только лишь организация работ в строгом соответствии со спецификациями. Томасу Слейду пришлось в течении четырех лет вместе с главным мастером Вулвичской верфи заниматься организацией постройки HMS Royal George.
В 1750 году Томас Слейд получил место главного корабельного мастера в Плимуте, сменив на этом посту умершего дядю. Он еще раз окажется в Вулвиче только 27 мая 1752, ровно на три недели, не успев что-либо сделать, потому что Слейда сразу переводят в перспективный Чатем - на верфь, построенную под требования нового "Уложения" по водоизмещению кораблей. Но с HMS Royal George судьба Томаса Слейда еще пересечется...
Комментариев нет:
Отправить комментарий