воскресенье, 8 октября 2023 г.

Mодель двухмачтовой марсельной шхуны.Часть 25-4. РАНГОУТ : бушприт.

 Ранее я уже писал, что для постановки парусов и такелажа суда несли кроме основных вертикально установленных мачт, горизонтальное(наклонное) рангоутное дерево в носовой части над форштевенем. Эту, фактически мачту, называют бушприт (от нидерландского boegspriet - "пика (вертел) на носу").
Бушприт позволял сдвинуть вперёд центр парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепили стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов (кливеров и стакселей). 

Бушприт мог быть однодревкой,или изготавливаться из нескольких штук дерева, скрепленных тросовыми вулингами, а с последней трети 18 века - железными бугелями,число которых соответствовало числу вулингов нижней мачты.


Угол наклона бушприта к горизонту уменьшался с 50-60 градусов в средние века до 14-18 градусов во второй половине 19 века.

Длина бушприта,чаще всего, определялась как примерно 1,5 длины мидель-бимса.


 Бушприт имел веретено-образную форму круглого сечения диаметром не менее диаметра фок-мачты, с уменьшением к концам на 1/6.Самая толстая часть бушприта приходилась над княвдигедом в месте крепления вулингов.


 

С начала  16  века  примерно  до  второй половины 17 века бушприт  проходил справа от фок-мачты, под углом, так  чтобы  его нок попадал  на  осевую  линию  корабля. 


Позднее,  шпор бушприта  стали  ставить  в  одну  линию  с  фок-мачтой  и поддерживать  его  форштевнем  -  таким  образом,  он  полностью лежал  на  осевой  линии,  как  и  все  остальные  мачты  и  стеньги.


 На шпоре бушприт имел шип, которым врезался в степс, располагавшийся на битенге в футе впереди от фок-мачты .На ноке бушприт также имеет шип для посадки эзельгофта.

В месте установки вулингов, которыми бушприт крепили к княвдигеду, станавливали вулинг-клампы, препятствовавшие сползанию вулингов.

 

До начала 18 века на ноке бушприта стояла еще одна малая мачта - блинда-стеньга, несшая парус - блинд. Стеньга устанавливалсь на салинге и марсе, которые опирались на кницу на ноке бушприта.

 

Примерно с 1715 года на смену блинда-стеньге приходит удлинняющая стеньга - утлегарь,проходившая через эзельгофт на ноке бушприта, а парус - блинд перекочовывает на блинда-рей, подвешивавшийся под бушпритом.


 Утлегарь имел длину примерно равную длине мидель-бимса, а диаметр около 1/50 длины. Сечение утлегаря круглое, но во второй половине 18 века шпор утлегаря длиной в 3/5 диаметра стали делать восьмиугольным.
на ноке утлегаря имелись заплечики и шкив-гат для проводки такелажа.
Шкив-гат также имеется в шпоре - для проводки вынтрепа - снасти для выдвижения утлегаря.

 Кормовой конец  утлегаря  крепили  в  седле  и найтовили к бушприту. Утлегарь ставили или по центру бушприта или смещали на правый борт. В  конце  18  века  появился  бом-утлегарь,  который  упирался  в  эзельгофт  бушприта,  проходил через  железный  эзельгофт  на  ноке  утлегаря, удлинняя таким образом бушприт.


Непосредственно за эзельгофтом ближе к носу с двух сторон бушприта были установлены две деревянные наделки, имевшие форму двух полукругов с двумя сквозными отверстиями. Их называли "виолины" (от итальянского "скрипки") и через их отверстия проводили фор-стень-штаг и фор-стень-лось-штаг. На боковых сторонах эзельгофта имелись два обуха, к которым крепили фалрепы бушприта, предохранявшие матросов от падения.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУШПРИТА ДЛЯ МОДЕЛИ.

Делаю круглую заготовку бушприта из палочки для суши.
В передней части - на ноке, обрезаю шип для посадки эзельгофта.
Боковые стороны хвостовой части - шпора, срезаю, чтобы бушприт свободно проходил между недгедсами на носу корпуса. Пяткой бушприт упирается в битенг на оси корпуса перед фок-мачтой.

 

На бушприте над княвдигедом наклеиваю упоры - вулинг-клампы. Они располагаются позади проемов под вулинги.


 

В заготовке утлегаря сверлю два отверстия поперечных в шпоре - шкивгат для вынтрепа  и крепежное отверстие для найтова утлегаря.

 

На ноке перпендикулярно отверстиям в шпоре сверлю отверстие для проводки горденя кливер-ринга.

 

На ноке формирую заплечики - коническое утоньшение, направленное в корму.


 
 

Эзельгофт бушприта формирую из древесины от ученической линейки.

 

Отверстие для прохода утлегаря, верхнюю и нижнюю плоскости эзельгофта выполняю под углом: передняя и задняя плоскости будут вертикальными, верхняя и нижняя - параллельными бушприту, который крепится под углом к горизонту.


 

На верхней стороне передней части бушприта устанавливаю опору для шпора утлегаря - седло





 

Полную видеоверсию процесса создания мачт смотри: Изготовление модели парусника: Двухмачтовая марсельная шхуна.Часть 23 (Изготовление реев и бушприта).

Комментариев нет:

Отправить комментарий